Диагностика моллюсков. Исследования показывают, как можно улучшить контроль здоровья морских организмов

Одной из ключевых проблем аквакультуры остаётся недостаток эффективных методов для оценки здоровья морских организмов, таких как моллюски. Учёные из ННЦМБ ДВО РАН и ДВФУ работают над созданием предиктивных и функциональных тестов, которые помогут улучшить диагностику состояния гидробионтов и заменить устаревшие гистологические методы.

Традиционные методы диагностики здоровья моллюсков, такие как гистологический анализ, требуют значительных трудозатрат и могут выявлять изменения только на крайних стадиях заболевания. Однако для создания более точных и предсказуемых методов оценки состояния гидробионтов необходимы функциональные тесты, аналогичные тем, что используются в рыбоводстве, где гематологический анализ давно зарекомендовал себя как надежный инструмент. В своём исследовании учёные из ННЦМБ ДВО РАН и ДВФУ обнаружили, что изменения показателей внутренней среды моллюсков наиболее точно отражают их адаптационные механизмы.

«Необходимо проводить комплексный анализ различных параметров организма с параллельной оценкой экспрессии молекулярных маркёров при воздействии факторов различной природы с дальнейшим выделением тех биомаркёров, которые наиболее достоверно отражают состояние моллюсков.»

Юлия Сокольникова, научный сотрудник Лаборатории физиологии

Учёные провели оценку клеточных и гуморальных параметров гемолимфы 15 видов моллюсков, обитающих на Дальнем Востоке, включая гребешков, устриц и мидий. Исследования показали, что большинство видов демонстрируют схожие иммунные реакции на загрязненные воды. Важно отметить, что в слабозагрязнённых водах иммунная система моллюсков активируется, тогда как в сильно загрязнённых она подавляется.

Анализ позволил выявить наиболее чувствительные параметры гемолимфы, такие как количество гемоцитов, их фагоцитарная активность и содержание активных форм кислорода, которые изменяются в зависимости от уровня загрязнения. Наиболее подверженными негативному воздействию оказались такие виды, как гигантская мидия и приморский гребешок.

Для решения проблемы количественной оценки состояния моллюсков учёные предложили более 20 оригинальных формул для оценки гистоморфологических параметров органов, включая паразитарные инвазии. В совокупности с молекулярно-генетическими параметрами эти данные помогут создать эффективную тест-систему для ветеринарного контроля. Это позволит проводить экспресс-диагностику, оценивать технологии выращивания гидробионтов и осуществлять экспертизу акваторий.

«Ключевая цель проекта заключается в усовершенствовании существующих методов ветеринарного контроля морских гидробионтов: перейти от трудоёмких и устаревших методов к современным и более эффективным, прогностическим — молекулярно-генетическим.»

Юлия Сокольникова, научный сотрудник Лаборатории физиологии

Эти исследования открывают новые возможности для эффективного контроля состояния моллюсков и других морских организмов, что особенно важно для поддержания их здоровья и экологической безопасности акваторий.