Самоорганизующиеся дендримеры: прорыв в зеленой химии

Ученые Казанского федерального университета имени А.М. Бутлерова разработали инновационные амфифильные дендримеры на основе каликсареновой платформы, обладающие способностью к самоорганизации в водных растворах. Эти исследования проводятся в рамках гранта РНФ под руководством профессора Игоря Антипина и представляют собой важный шаг в области зеленой химии. Эти достижения нашли отражение в научных статьях, опубликованных в журналах Королевского химического общества Soft Matter и New Journal of Chemistry.

В рамках проекта исследователи применили оригинальный подход, используя каликсарены как платформу для синтеза гиперразветвленных макромолекул с правильной пространственной конфигурацией. В результате были созданы две разновидности амфифильных дендримеров, которые показали высокую эффективность при стабилизации наночастиц палладия.

Амфифильные дендримеры привлекают внимание ученых в связи с тем, что такие молекулы, в дополнение к присущей дендримерам разветвленной древоподобной структуре, обладают способностью к самоорганизации в водных растворах с образованием различных наноструктур – от обычных мицелл до липосомоподобных дендримерсом. Наши соединения, синтезированные с помощью методов клик-химии, в воде самособираются, образуя структурированные наносистемы, похожие на очень пористые шарики, которые могут выполнять роль наноконтейнеров и использоваться для адресной доставки лекарств в организме человека, сжатия и хранения ДНК. Кроме того, такие наносистемы могут применяться в катализе органических реакций.

• Владимир Бурилов, профессор кафедры органической и медицинской химии Химического института им. А.М. Бутлерова КФУ

Профессор Владимир Бурилов отметил, что синтезированные дендримеры могут использоваться не только как органическая матрица для создания каталитически активных гибридных материалов, но и в биотехнологиях для доставки гидрофобных лекарственных препаратов и невирусных векторов.

Эта разработка открывает новые возможности для эффективного применения зеленой химии и усовершенствования методов доставки препаратов, что делает её значимым вкладом в современную науку.

Источник: Минобрнауки РФ