Источник фосфора для первых живых организмов. Находка СПбГУ на острове Диско

Ученые Санкт-Петербургского университета изучили вулканические породы с острова Диско в Гренландии и выявили возможный источник фосфора для возникновения первых живых организмов. Исследование, поддержанное грантом РНФ, опубликовано в журнале Geoscience Frontiers.

Во время изучения вулканических пород с острова Диско ученые обнаружили комплекс фосфорсодержащих минералов, ассоциирующих с самородным железом. Некоторые из них содержат фосфор в отрицательной степени окисления, что делает их потенциальными источниками пребиотического фосфора, необходимого для зарождения жизни.

«Кислород является одним из основных элементов земной коры. Почти все железо в земной коре встречается в виде оксидов. Появление самородного железа предполагает практически полное отсутствие кислорода в минералообразующей системе, что реализуется крайне редко».

Олег Верещагин, доцент СПбГУ

Совместные исследования СПбГУ и Удмуртского федерального исследовательского центра показали, что на Земле могут образовываться значительные скопления минералов, содержащих фосфор в отрицательной степени окисления. Это изменяет существующее мнение о том, что основным источником такого фосфора были метеориты.

«Фосфор — один из ключевых элементов, необходимых для возникновения и поддержания жизни. Фосфиды, содержащие фосфор в отрицательной степени окисления, легко окисляются до химически активных соединений фосфора и могли быть источником растворимого реакционноспособного фосфора».

Олег Верещагин, доцент СПбГУ

Исследование показало, что породы с самородным железом могли формироваться на ранней Земле при контакте базальтов с сильными восстановителями, такими как углеводороды, метан или водород. Ученые планируют продолжить исследования, сосредоточившись на других объектах с самородным железом, включая месторождения в Сибири.