Экологичные технологии ТГУ. Биопрепарат помогает выращивать устойчивые хвойные растения.

Ученые Биологического института Томского государственного университета (ТГУ) совместно с агрокомплексом «Трубачево» проводят эксперимент по использованию препарата с живым мицелием грибов-симбионтов для спасения хвойных лесов России. Биопрепарат «Эктомикориза» помогает выращивать биологически сильные сеянцы ели и сосны с улучшенной декоративностью. В питомнике «Трубачево» выращивается 6 миллионов сеянцев, которые будут отправлены в разные регионы России для ландшафтного озеленения и восстановления лесов.

– У каждого дерева есть свои грибы-симбионты, которые образуют с ним взаимовыгодный тандем. Своими нитями грибницы проникают внутрь корней, получая необходимые для собственного развития вещества. Деревья, благодаря грибам, легче извлекать воду и минеральные вещества из почвы.

— Дарья Серебренникова, агроном по защите растений агрокомплекса «Трубачево», магистрантка второго курса БИ ТГУ.

В рамках эксперимента проводится сравнительный анализ контрольных и микоризованных сеянцев. Для сосны и ели был подобран вид гриба-симбионта с помощью молекулярно-генетического анализа.

Осмотр корневой системы сеянцев

– Посев хвойных пород производится в стерильный торф. Кто первый из микроорганизмов туда заселился, тот правит. Поэтому мы обеспечиваем оптимальный состав микроорганизмов. Отдельные партии выращиваются с использованием минеральных и биопрепаратов, созданных в ТГУ.

—  Дарья Серебренникова.

В ходе работы агрономы оценивали корневую систему сеянцев, высоту растения, диаметр стволика и другие параметры. Промежуточные результаты показывают, что микоризованные ели и сосны существенно опережают растения контрольной группы в росте, имеют развитую корневую систему и большее количество почек, что обеспечивает повышенную декоративность.

Использование препаратов для формирования эктомикоризных окончаний сеянцев хвойных с закрытой корневой системой позволяет улучшить физиологические показатели растения, повысить его выносливость и приживаемость.

— Ольга Вайшля, научный руководитель, доцент кафедры генетики и клеточной биологии БИ ТГУ.

Саженцы хвойных растений, выращенные в «Трубачево», будут отправлены в разные климатические зоны России для создания комфортной среды и восстановления лесов. Применение симбиотических технологий ТГУ позволяет без использования химии получать саженцы высокого качества, что повышает рентабельность предприятия и улучшает состояние окружающей среды.