Две недели свежести. Кумыс теперь хранится дольше
Российские ученые создали метод увеличения срока хранения традиционного напитка кумыса до двух недель, что существенно превосходит стандартные 1–2 дня. Новый способ основан на добавлении антимикробных пептидов и меланина, которые выделяют из хитина насекомого черной львинки. Разработка, запатентованная исследователями Новосибирского государственного аграрного университета (НГАУ), открывает новые возможности для кисломолочной промышленности.
"[Мы] получили патент на способ производства. <...> Мы получили более долгий срок хранения. Для кисломолочных напитков 1-2 суток - это уже много, а у нас до двух недель."
- Олег Сороколетов, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент НГАУ
Для достижения такого результата ученые добавили в кумыс раствор с антимикробными пептидами и меланином, обладающим антиоксидантными свойствами. Эти компоненты были выделены из хитина черной львинки, которая внесена в перечень сельскохозяйственных насекомых в России. Насекомое выращивали в лабораторных условиях, что позволило обеспечить экологически чистое и стабильное производство нужных веществ.
Согласно патенту, добавление этих компонентов не только продлевает срок хранения, но и улучшает органолептические характеристики напитка, делая его вкус и текстуру более привлекательными. К тому же кумыс обогащается биологически активными веществами, что повышает его питательную ценность.
"Изобретение позволяет расширить ассортимент кисломолочных продуктов."
- Авторы разработки, НГАУ
Традиционный кумыс готовится из кобыльего молока, однако в современных торговых сетях более распространен кумысный продукт на основе коровьего молока, который уступает оригинальному по биологической ценности. Новый метод позволяет не только продлить срок хранения этого варианта напитка, но и повысить его питательные свойства, что делает кумысный продукт более востребованным в условиях рынка.
Эта разработка может открыть двери для расширения ассортимента кисломолочных продуктов, улучшения их качества и увеличения доступности на полках магазинов.