Чернила будущего. Японские ученые создали органический краситель, изменяющий цвет под действием света и тепла

Ученые из Японии разработали органический краситель, который изменяет свой цвет под воздействием света и тепла. Эти чернила можно использовать для нанесения самостирающихся меток и надписей, которые будут появляться или исчезать в зависимости от внешних условий. Результаты исследования опубликованы в журнале Angewandte Chemie IE.

Исследователи из Столичного университета Осаки провели эксперименты с аза-диарилэтенами — органическими веществами, способными менять свою структуру и взаимодействие со светом при воздействии тепла. Эти молекулы, по своей форме напоминающие кольца, могут использоваться как основа для термохромных и фотохромных материалов, изменяющих цвет при изменении температуры и освещенности.

«Мы создали молекулы, которые обратимо меняют структуру под воздействием света и тепла. Это открывает дорогу к созданию новых функциональных материалов».

Даити Китагава, научный сотрудник Столичного университета Осаки

При добавлении атома кислорода в структуру аза-диарилэтенов ученым удалось получить чернила, которые становятся оранжевыми при воздействии ультрафиолета или нагреве до 110°C. При этом они обесцвечиваются под воздействием солнечного света или обычного освещения, что позволяет использовать их для временных надписей или меток.

Химики подчеркивают, что на основе этой технологии можно разрабатывать новые материалы для «умных» устройств, фотопереключателей и инновационной электроники, которая будет реагировать на изменения температуры и уровня освещенности.

Изображение: freepik