Блеск в слюне: как тесты улучшают безопасность и здоровье работников РЖД
Ученые Сибирского федерального университета (СФУ) предложили новый индивидуализированный подход для прогнозирования профессиональной пригодности работников железнодорожного транспорта (РЖД) в условиях воздействия трудовых нагрузок. В основе этого инновационного подхода лежит биолюминесцентный ферментный тест, который позволяет за несколько минут проанализировать слюну человека и определить его общее состояние и уровень стресса. Труды ученых изложены в статье, опубликованной в научном журнале «Биофизика».
В современном мире, где физические и эмоциональные нагрузки постоянно растут, факторы окружающей среды и условия труда, такие как посменная и ночная работа, могут способствовать развитию патологических состояний и увеличению уровня аварийности, особенно при управлении транспортными средствами. Поэтому железнодорожный транспорт, играющий ключевую роль в обеспечении мобильности населения и грузоперевозок, требует эффективных методов мониторинга состояния здоровья своих работников.
Исследования, проведенные учеными-биофизиками СФУ, охватили специалистов оперативно-диспетчерского состава Красноярской железной дороги. В качестве анализируемых образцов использовалась слюна, которая собиралась ежедневно в течение месяца и повторно через год. Возраст испытуемых составлял от 30 до 50 лет, а пробы отбирались как до начала рабочей смены, так и после рабочего дня, что позволило оценить влияние рабочей нагрузки на организм.
Наш метод изучает влияние слюнной жидкости человека до и после рабочей смены на интенсивность свечения биферментной реакции светящихся бактерий: НАДН:ФМН-оксидоредуктаза+люцифераза. В основе этого интегрального ферментативного теста, сигнализирующего об уровне воздействия трудовых нагрузок на организм, лежит изменение таких компонентов слюны как содержание лактата, ионов и катионов, а также хлоридов нитратов и сульфатов.
- Галина Жукова, руководитель исследования, младший научный сотрудник лаборатории биолюминесцентных биотехнологий СФУ
Ученый пояснила: если тест не демонстрирует существенных различий по биолюминесцентному показателю до и после рабочей смены при неизменных биохимических и физико-химических параметрах слюны – это указывает на адаптацию организма к трудовой нагрузке. Повышенный биолюминесцентный показатель укажет на работников, находящихся в состоянии хронического утомления, а вот пониженный показатель – яркий признак хронических заболеваний и вредных привычек.
Фактически, мы добавляем взятую у человека пробу слюны к нашей тест-системе и по степени свечения выявляем, в каком физическом и эмоциональном состоянии находится человек до и после рабочей смены. Свечение, свойственное для светящихся бактерий, не дает дифференцированной диагностики – от какого именно неблагополучия страдает организм. Но оно точно и быстро выдает результат «да – нет» и помогает выявлять сотрудников, нуждающихся в более тщательном обследовании или ликвидации причин, провоцирующих стресс
- Галина Жукова
Общее количество отобранных проб составило 310 образцов. По словам заведующей кафедрой биофизики СФУ Валентины Кратасюк, исследование позволило выявить группу риска и группу адаптированных к нагрузкам работников на примере диспетчеров РЖД. Это критически важно для уменьшения аварийности на железной дороге. Кроме того, были определены условия, снижающие сверхнормативную рабочую нагрузку.
Мы показали, что можно дать быструю и не требующую сложного лабораторного оборудования оценку перегрузок работников РЖД биолюминесцентным методом – оценить стрессоустойчивость организма и профпригодность работника. Метод персонифицированный, неинвазивный (осуществляется с использованием слюны, а не крови), возможна автоматизация анализа и его осуществление в режиме лаборатории или при создании индивидуального датчика
- Валентина Кратасюк, доктор биологических наук, заведующая кафедрой биофизики СФУ
Разработанная в СФУ методика также может применяться для контроля состояния работников других профессий в ходе медосмотров, что особенно актуально для заступающих на смену сотрудников. Это поможет определять оптимальные периоды «работа-отдых» и предотвращать стрессовые состояния.
Исследование проведено в рамках соглашения о сотрудничестве по долгосрочной программе развития Российских железных дорог и национальных проектов между ОАО «РЖД» и Сибирским федеральным университетом. Работа выполнена при поддержке гранта Российского научного фонда.
Этот прорыв в научных исследованиях открывает новые возможности для обеспечения безопасности и здоровья работников железнодорожного транспорта, что, несомненно, имеет важное значение для всей транспортной системы страны.
Источник: Минобрнауки РФ
Фото: СФУ