Ученые снизили стоимость сборки авиадвигателей. Новая модель экономит до 30%.
Российские специалисты создали математическую модель, которая оптимизирует процесс сборки авиационных двигателей и позволяет значительно снизить затраты на производство.
Исследователи из Пермского национального исследовательского политехнического университета разработали программное обеспечение для предварительного расчета оптимального расположения лопастей ротора. Это решение сокращает финансовые и временные затраты на сборку вентиляторов авиадвигателей на 25–30%.
В процессе традиционной сборки часто возникает дисбаланс лопастей, что приводит к повышенной вибрации и снижению производительности двигателя. Стандартные методы балансировки после сборки требуют значительных ресурсов и не всегда эффективны в устранении неравномерного распределения масс.
Новая модель позволяет контролировать уравновешенность вентилятора еще на этапе сборки, что предотвращает появление дисбаланса. Это не только снижает уровень шума и вибрации, но и уменьшает риск повреждения компонентов двигателя.
«Мы разработали программное обеспечение, которое раскладывает лопасти по группам для коррекции дисбаланса. Сравнение с типовым процессом показало, что остаточный дисбаланс снизился в 15 раз».
– Владимир Модорский, декан аэрокосмического факультета ПНИПУ
Внедрение этой технологии исключает необходимость дополнительной балансировки после сборки, что существенно ускоряет производственный процесс. По мнению экспертов, такой подход повышает надежность и долговечность авиадвигателей.
Результаты исследования опубликованы в журнале «Вестник машиностроения». Работа проводилась в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и может стать значимым вкладом в развитие авиастроения.
Источник: пресс-служба ПНИПУ
Изображение: vecstock Freepik