Авиационная безопасность в действии. IT-решение для предотвращения катастроф

Авиационная безопасность в действии. IT-решение для предотвращения катастроф

Разработка системы объективного контроля поведения пилотов гражданских самолётов в Центре "Авионика" Московского авиационного института направлена на повышение безопасности полетов. Она позволит отслеживать действия пилотов и предотвратить аварийные ситуации, вызванные ошибками человека. Новая IT-система на основе датчиков и камер представляет собой инновационное решение для анализа действий экипажа и их соответствия правилам полета.

Разработчики ставят перед собой цель предотвратить катастрофы, вызванные неадекватными действиями пилотов, как это произошло с Airbus A320-211 в 2015 году, когда второй пилот преднамеренно направил самолет на горы, что привело к гибели 150 человек. Технологии, основанные на данных о физиологических особенностях человека и строгом анализе действий экипажа, помогут вовремя выявить отклонения от нормы.

Система включает в себя ряд датчиков, фиксирующих взгляд пилота, его положение в кабине, а также анализирующих его действия. Специалисты Центра "Авионика" также используют знания о восприятии информации человеком: угол зрения и восприятие цветов варьируются в зависимости от области, на которую смотрит пилот. Например, область периферийного зрения охватывает до 35 градусов, что важно для оценки реакций пилотов.


«Например, белый цвет мы видим во всем диапазоне углов зрения, синий — до 70°, красный — до 50°, а зелёный — до 30°, без учёта формы поля зрения»

Глеб Боярский, инженер лаборатории №3


Если система зафиксирует неадекватное поведение пилота, активируется режим "fail-safe", который переводит самолет в безопасное состояние. Это может включать автоматическое возвращение на землю или выход на безопасную траекторию полета.

Система настроена для работы с экипажем из двух человек и уже прошла этапы настройки и сбора данных. В дальнейшем разработчики планируют адаптировать технологию для других сфер, таких как автотранспорт.


«Мы готовы расширять спектр её применения при заинтересованности заказчиков»

Глеб Боярский, инженер лаборатории №3


Источник: МАИ

Геном человека на 5D-кристалле. Хранение данных для будущих цивилизаций
Поезд для продления срока службы рельсов. Новосибирск внедряет инновации