Чтобы понять, где приземлится метеорит, больше не нужно иметь данные о всей его траектории. Достаточно всего двух точек — входа и исчезновения. Новая методика, разработанная международной группой учёных с участием Марии Грицевич из УрФУ и Хельсинкского университета, открывает новый этап в изучении метеороидов.
Идея метода проста, но революционна: сочетая физическую модель атмосферного входа с метаэвристической оптимизацией, алгоритм может оценивать ключевые параметры метеора — даже если осталась лишь пара наблюдений. Это позволяет рассчитывать такие значения, как скорость, глубина проникновения, масса, коэффициенты абляции и аэродинамики. Ранее подобные данные требовали полной траектории болида — а значит, точных и редких наблюдений.
«Даже при минимуме данных — только начальная и конечная точки — мы можем восстановить важнейшие характеристики болидов: скорость, массу, глубину торможения и конечную массу».
— Мария Грицевич, Университет Хельсинки, УрФУ
Алгоритм был протестирован на более чем 800 случаях, зафиксированных Европейской сетью наблюдений за болидами. Наибольшую точность метод показал при анализе метеороидов астероидного происхождения. Для тел из кометного льда точность пока ниже — из-за сложности моделирования их разрушения в атмосфере.
Тем не менее, потенциал огромен. Этот инструмент может переосмыслить десятки лет накопленных, но недоиспользованных наблюдений. Более того, он позволит прогнозировать, достигнет ли тело поверхности Земли и с какой массой — критически важный аспект как для научного анализа, так и для оценки потенциальной угрозы.
Уже сейчас алгоритм открыт для исследовательского сообщества, и его развитие продолжается: задача — научиться точнее учитывать сложные, фрагментирующиеся метеоры. Но уже сегодня ясно: астрономия получила мощный инструмент, позволяющий заглянуть в прошлое и точнее смотреть в небо.
Источник: Отдел научных коммуникаций УрФУ


