Более 10 тыс. тонн мусора скопилось на околоземной орбите Земли, сообщил научный руководитель Института астрономии РАН Борис Шустов на научной конференции «Физика космоса», которая проходит в Уральском федеральном университете. По словам специалиста, космический мусор — это неисправные космические аппараты, спутники с завершившимся сроком эксплуатации, а также их фрагменты, образующиеся при различных авариях и столкновениях. Количество объектов космического мусора быстро увеличивается.

Борис Шустов в Коуровской астрономической обсерватории УрФУ. Фото: Иван Карпов / УрФУ.
«Последние годы растет темп запусков. Сейчас ежегодно запускают тысячи спутников. Если еще 7–10 лет назад на орбите Земли работало 1–1,5 тыс. аппаратов, то сейчас их уже 11 тыс. И с каждым годом становится все больше. А каждый запуск — это потенциально добавление новой порции космического мусора», — рассказывает Борис Шустов.
По словам астронома, мусор представляет опасность для действующих аппаратов и может стать преградой для вывода новых аппаратов. Кроме того, он регулярно падает на землю.
«Масса мусора не так важна, как его количество. Маленький элемент размером в сантиметр и массой в несколько граммов может легко погубить космический аппарат. Из-за очень высокой скорости, около 8 км/с (на низких орбитах), такая частичка несет энергию как небольшой снаряд», — добавляет Борис Шустов.
По подсчетам Роскосмоса, еще в 2023 году на околоземной орбите находилось около 130 млн объектов космического мусора размером от 1 см. При этом количество космического мусора растет такими темпами, что становится препятствием для запуска новых аппаратов и угрожает безопасности существующих. Поскольку космический мусор из-за столкновений способен саморазмножаться, он даже может закрыть доступ в космос (синдромом Кесслера).
«Назвать дату, когда мы достигнем синдрома Кесслера, пока не могу. Но уже сегодня есть подозрения, что на самых населенных орбитах фиксируют ситуацию, близкую к синдрому Кесслера. На эту проблему обращают внимание на высоком международном уровне, к примеру ООН, где вырабатываются требования к странам и компаниям, запускающим аппараты, но пока эти требования выполняют не все. Регулирование этой деятельности должно быть под более жестким контролем», — заключает Борис Шустов.
Источник: УрФУ


