Космос

Космос под наблюдением. Кубсаты МГУ фиксируют всплески гамма-лучей и активность Солнца

Учёные с помощью 20 компактных спутников — кубсатов — зафиксировали изменения потоков заряженных частиц и гамма-излучения в околоземном пространстве. Эти наблюдения, проведённые специалистами из МГУ и Белорусского государственного университета, помогут лучше понять влияние космических явлений на технику и инфраструктуру на Земле.

Кубсаты, запущенные на орбиту с 2018 года, оснащены приборами для наблюдения рентгеновского и гамма-излучения, а также заряженных частиц. В 2021 и 2022 годах исследователи зафиксировали увеличение потоков высокоэнергетических электронов во внешних радиационных поясах Земли. Это явление было связано с активностью Солнца, которая также усилила потоки частиц в полярных областях планеты.

"Кубсаты позволяют наблюдать за изменениями в космосе, включая гамма-всплески и солнечную активность, обеспечивая полный охват небесного свода."

Анатолий Июдин, доктор физико-математических наук, руководитель проекта

В 2023 году кубсаты МГУ зафиксировали три мощных гамма-всплеска, вызванных взрывами звёзд. Эти всплески были подтверждены данными телескопа Ферми, что подчёркивает надёжность наблюдений. Преимущество кубсатов в том, что они могут охватывать 100% небесного свода, обеспечивая более полное наблюдение за космическими явлениями по сравнению с крупными спутниками.

Глобальные катастрофы прошлого. Как климатические изменения уничтожали жизнь на Земле