В начале 1960-х годов человек и созданные им машины покоряли одну космическую цель за другой, и было невозможно поверить в то, что амбициозные космические программы супердержав будут похоронены всего через несколько десятилетий. Однако случилось именно так… Почему? Разве люди перестали рваться к звездам?
Первая космическая эра
Штурм космических высот начался во второй половине ХХ века и более полутора десятилетий шел с неослабевающей силой. Запуск на орбиту искусственного спутника Земли (1957, СССР), достижение Луны (1959, СССР), полет человека в космос (1961, СССР), выход космонавта в открытый космос (1965, СССР), касание Венеры (1966, СССР), первый шаг человека по поверхности Луны (1969, США), достижение Марса (1971, СССР), запуск первой орбитальной станции (1971, СССР)... Были знаковые достижения и позже: выход космического аппарата за пределы Солнечной системы (вылетел в 1977, США, преодолел притяжение Солнца в 2012), создание многоразового космического корабля (1981, США), создание орбитального супертелескопа (1990, США). Однако, как это ни удивительно, при непрекращающемся, поистине фантастическом совершенствовании технологий никаких принципиально новых шагов в сторону освоения космоса человечество за последние полвека сделать не смогло.
Сегодня космическое пространство используется человечеством в трех целях: научных (главным образом эксперименты на орбитальных станциях), военных (спутники слежения и, вероятно, боевые спутники, хотя формально об их запуске никто не отчитывался) и коммерческих (спутники связи). Есть и дорогостоящие научные проекты – так, китайский аппарат «Чанъэ-6» в июне 2024 года первым доставил на Землю грунт с обратной стороны Луны. Но в то же время США, Европа и Россия регулярно анонсируют масштабные планы, а потом без лишнего шума их корректируют. Трудно поверить, но между запусками двух отечественных автоматических станций «Луна-24» (удачная) и «Луна-25» (неудачная) прошло… 47 лет (1976 и 2023 годы). Можно сказать, что лунная гонка сменилась лунным торможением – работа вроде бы идет, но никто никуда не торопится.
Так, например в 2020 году американцы анонсировали жилую базу на Луне к 2024 году, но в 2024 году речь идет уже лишь о пилотируемом полете без высадки, да и то только в сентябре 2025 года (ранее этот полет планировался на 2022 и 2024 годы). В России в 2024 году принята Лунная программа до 2050 года, первая серьезная веха которой – создание лунной обсерватории к 2035 году.
Что касается Европы, то Европейское космическое агентство в 2019 году анонсировало на 2025 год полет на Луну в поисках компонентов горючего – сейчас этот план отменен. Причина том, что у Европы не хватает собственных ресурсов, поэтому в последние годы она участвует в американских и китайских программах (Artemis и Chang’e-6 соответственно) в качестве младшего партнера.
Похоже, в освоении космоса наступил затяжной спад. Доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, космонавт-испытатель Сергей Кричевский в интервью «Независимой газете» говорил об этом так: «За 100 лет в нашей стране и мире отношение в научном сообществе, космической отрасли, политикуме и социуме к космической экспансии претерпело сложную эволюцию. От «теоретической» утопии и эйфории при Циолковском – к «практической» эйфории в начале космической эры в 1957-м, а затем – к «стагнации» после 70-х годов. Последняя фаза в 1990-х перешла в «прострацию» и далее – в «отрицание» целесообразности и возможности экспансии в начале XXI века».
Почему возвращение неизбежно?
И все же многие эксперты считают, что этот спад лишь временный. Рост народонаселения на Земле прекратится уже к середине XXI века. То есть проблема банальной нехватки места для популяции homo sapiens, вероятно, отпадает – жизненной необходимости в колонизации других планет нет. Но в то же время ресурсы на Земле не безграничны. Да, сейчас их поиск идет опережающими темпами, нефти и газа хватит на многие десятилетия, возобновляемые источники развиваются, топлива для атомных электростанций сколько угодно, обнаружен ископаемый водород и так далее.
Но, например, большинство редкоземельных элементов на нашей планете присутствуют в малых количествах, причем их поиск и добыча весьма затруднены ввиду небольших концентраций в руде.
Редкоземельные элементы – группа из 17 металлов (неодим, празеодим, лантан, самарий и т.д.), попали в земную кору главным образом благодаря метеоритам. Благодаря уникальным свойствам (магнетизм, фотолюминисценция и т.д.) активно используются в электронной промышленности, в аккумуляторах, при производстве магнитов, стекла и т.п.
Кроме того, вполне может обостриться климатическая проблема: до сих пор нет ясного понимания того, куда нас ведет глобальное потепление. Рост среднегодовой температуры хотя бы на 5 градусов Цельсия кардинально изменит все сельское хозяйство и сделает пустынными огромные регионы.
Ну и последнее по счету, но не по важности – так уж устроен человек. Не сидится ему на месте. Всегда есть пассионарные романтики, рвущиеся открывать новые горизонты. Да, не они управляют миром, но капля камень точит, и один из потенциальных Колумбов рано или поздно найдет свою Изабеллу Кастильскую. А когда дверь уже открыта, желающих пройти через нее становится очень много.
Как это будет?
В том же интервью Сергей Кричевский привел несколько примеров идей развития человека и человечества в космическом пространстве.
- Резервная копия человеческой цивилизации на Луне (Р. Шапиро, В. Барроуз, Alliance to Rescue Civilization, США, 1999). Суть проекта – идея «пассивного» хранилища.
- Идея колонии людей на Марсе с «обратным» заселением Земли после глобальной катастрофы на ней («Воссоздание Земли…»). (Цзыюань О., Цянь Л., КНР, 2009).
- «Резервное человечество» – создание запасного человечества как «Ноева ковчега» в открытом космическом пространстве и на Луне для «обратного» заселения Земли и дальнейшей экспансии в космос (проект разработан самим Кричевским).
Как полагает ученый, начинать необходимо с создания локальных резерваций: «пассивных» хранилищ и «активных» убежищ, - «ковчегов» для сохранения и репродукции человека и необходимой ему биосферы. За примерами далеко ходить не надо: есть, например, Всемирное хранилище семян растений на острове Шпицберген, есть хорошо оборудованные бункеры на случай атомной войны и их аналоги, построенные в начале пандемии COVID-19.
Предприниматели-визионеры расходятся во взглядах на будущее человечества за пределами Земли.
Илон Маск (Space X) одержим Марсом, его Starship – многоразовый корабль, рассчитанный именно на полеты к Красной планете. Первый пилотируемый полет на Марс на данный момент запланирован на 2029 год. Сроки, опять же, не раз сдвигались. Джефф Безос (Blue Origin) считает, что другие планеты «для счастья плохо оборудованы», и люди будут жить в специально построенных космических колониях – огромных аналогах МКС на околоземной или околосолнечной орбите. Когда-нибудь, фантазирует он, человечество переберется туда целиком, а Земля станет «гигантским космическим парком». Солнечная система, по мнению Безоса, может принять и обеспечить ресурсами триллион человек, ведь при совершенствовании технологий добывать солнечную энергию в космосе станет намного эффективнее, чем на Земле: там нет преграды в виде атмосферы и смены суток.
Что происходит прямо сейчас?
Научный редактор компании «Роскосмос Медиа», академик Российской академии космонавтики им. Циолковского Игорь Маринин в студии программы «Давай узнаем?!» рассказывал о современном состоянии космонавтики. Для нынешних исследователей и тех, кто их финансирует, космос – это в первую очередь дополнительные ресурсы. И хотя с Марса руду или металлы на Землю не привезти, с Луны вполне можно, и работа над этим идет.
Американцы придумали себе задачу возвращения на Луну, привлекают к ней своих партнеров. Многие соглашаются, некоторые нет. Россия решила организовать свою космическую программу, но она пойдет другим путем – будем осваивать Луну автоматами. В то же время Китай обещает к 2030 году организовать высадку космонавтов на Луну и начать создавать там базу, посещаемую космонавтами. Россия решила с ними кооперироваться, сейчас уже есть эскизный проект. Но базовое для нас – это РОС, будущая российская орбитальная станция. Она существенно отличается от всех предыдущих станций, это будет большая научная платформа.
Игорь Маринин, научный редактор компании «Роскосмос Медиа», академик Российской академии космонавтики им. Циолковского
РОС
Действительно, сейчас все орбитальные станции с космонавтами летают ниже радиационных поясов Земли. А для РОС выбрали такую траекторию, что она достаточно долго будет находиться в пространствах, не защищенных магнитным полем. Там будет удобно ставить эксперименты по реакции живых организмов и эффективности материалов, предназначенных для защиты от космического излучения.
К тому же космонавты будут летать над северной поверхностью нашей страны, над всей поверхностью Соединенных Штатов и Канады, над Северным Ледовитым океаном, и это поможет контролировать арктическое пространство, что важно для соблюдения национальных интересов, в том числе для интересов обороны.
Кроме того, РОС будет бесконечно масштабируемой станцией. Если сейчас из МКС каким-то образом изъять центральный модуль, который выработал все ресурсы, то станции практически не будет, она без него работать не может. А вот новая структура Российской орбитальной станции будет предусматривать замену любого модуля. В результате можно старые модули уничтожать, новые присоединять.
Луна
«Луну мы теперь уже не оставим, – говорит Игорь Маринан. – Полеты станут регулярными, они будет дешевле с каждым годом. А на Марс в ближайшие 50 лет люди не полетят. Если на Луне сейчас движущая сила – это ресурсы, то на Марсе астронавту нечего делать, кроме как воткнуть флаг в грунт, что бы там Илон Маск ни говорил».
Увы, международная обстановка накаляется и в космосе. Уже более полувека существует международное соглашение, запрещающее присваивать какие-либо небесные объекты или их части. Сейчас США от этих положений отходят: неофициально в NASA уже говорят, что места посадки «Аполлонов», оставшийся там мусор – это американское достояние, американская территория. В 2015 году США приняли закон, позволяющий гражданам и промышленным предприятиям добывать, использовать и продавать любые космические материалы.
Между тем Китай вывесил свой флаг на Луне и вежливо отвергает все предложения присоединиться к разного рода американским инициативам. Что ж, если межнациональные противоречия не будут преодолены, нам предстоит застолбить и свой, русский сектор Галактики.
Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, принят 19.12.1966, подписан 27.01.1967. Статья II: «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами».
Марс
Марс может стать своего рода спасательной лодкой для человечества, потому что в конце концов Земля все равно устанет. Исчерпание ресурсов, эпидемии, астероиды – человечество на Земле не вечно, поэтому нужны какие-то запасные базы. И хотя Красная планета невелика, но площадь ее поверхности примерно равна площади земной суши.
«Единственная планета из нашей Солнечной системы, которая более-менее, пусть и плохо, подходит для сохранения человечества как вида, – это Марс. И нам надо лететь на Марс и спасать хотя бы каких-то представителей человечества, независимо от национальности. Там государство не имеет значения, просто человека как вид спасти. Когда это настанет – никто не знает. Это может быть через 50 лет, может быть, через 100 лет, может быть, через миллион лет», – говорит Игорь Маринин.
Работы стоит начинать уже сейчас. Именно работы, а не полет. Потому что заявления Илона Маска о скором визите на Марс российский ученый считает прожектерскими: «Нет сейчас в мире средств, чтобы защитить космонавтов, чтобы они слетали и вернулись».
Одним словом, на Марс нужно еще долететь, и дело не только в радиации. Людей необходимо снабжать. Причем не только в полете, но и в колонии, которую они попытаются основать. Значит, необходимы постоянные грузовые рейсы к месту их обитания: нужно возить продукты, материалы и так далее. Олег Волошин, врач-кибернетик, испытатель, руководитель пресс-службы Института медико-биологических проблем, напоминает, что шесть человек – членов экипажа проекта «Марс 500» (имитация пилотируемого перелета к Красной планете) – провели вместе 520 суток. У них было порядка 10 тонн вещей – и это не учитывая воду и воздух. Что же будет в рейсе на 100 человек?
Асгардия
Отметим и менее известную, зато имеющую прямое отношение к России инициативу. Своеобразным подходом к освоению космоса отличается российский ученый и предприниматель, доктор технических наук Игорь Ашурбейли, внесший огромный вклад в развитие военно-космических технологий.
В 2016 году он объявил об основании «Космического государства "Асгардия"» – цифровой юрисдикции необычного типа. «Территорией» Асгардии стал небольшой искусственный спутник, содержащий твердотельный диск с перечнем ее граждан.
Имея уже более миллиона граждан, правительство и территорию (в Уставе ООН нет указаний на желаемый размер и местонахождение территории), Асгардия сможет претендовать на место в ООН, получив признание хотя бы одного традиционного государства мира.
Казалось бы, при чем здесь космос? При том, что главной целью Асгардии объявлено именно выживание человечества вне Земли – и, соответственно, разработана программа ведущих к этому шагов и экспериментов, от рождения ребенка в невесомости до создания первой лунной колонии. Ашурбейли резонно подчеркивает, что без решения проблемы беременности и родов в условиях гипогравитации говорить об освоении космоса сложно.
Сейчас Асгардия в числе прочего финансирует исследование «Оценка влияния изоляции как одного из факторов космического полета на иммунологический, микробиологический статусы и минерально-костный обмен в организме женщины» в Институте медико-биологических проблем (Москва). Следующим экспериментом станет работа с супружескими парами – тоже наземная, изоляционная. А после этого планируется продолжение работы уже на орбите Земли.
Ночь перед рассветом
Пауза в освоении космоса определенно затянулась, причем до такой степени, что в нишу, некогда принадлежавшую исключительно государственным структурам, стал проникать нетерпеливый частный бизнес.
Однако масштабы встающих проблем таковы, что одной только инициативой, без огромного напряжения сил и привлечения колоссальных ресурсов, закрепиться в космосе невозможно. Локальные успехи есть, но о стратегических победах речь не идет.
Что ж, ночь чернее всего перед рассветом – и пока СМИ трубят об очередных твитах Илона Маска, на Земле не прекращается большая черновая работа, готовящая выход в новую, вторую космическую эру. Об этом мы расскажем в нашей следующей статье.
Михаил Мельников
Изображение на обложке: Freepik