Блуждающие миры. Космический телескоп «Джеймс Уэбб» обнаружил шесть планет, образовавшихся как звезды

Об этом пишут Space.com; New Scientist.
Новоявленные планеты, масса которых составляет от пяти до десяти масс Юпитера, вокруг звезд не вращаются, они свободноплавающие и, по мнению ученых, образовались как звезды, конденсируясь непосредственно из межзвездного газа.
«Джеймс Уэбб» (JWST) уже находил свободно плавающие планеты. Но шесть недавно обнаруженных объектов, найденных в отражательной туманности и рассеянном звездном скоплении под названием «NGC 1333» примерно в 960 световых годах от нас, дают представление о том, как они могли образоваться.
Хотя JWST обладает достаточной чувствительностью, чтобы зафиксировать блуждающие планеты массой меньше пяти масс Юпитера, ни одной такой в NGC 1333 он не выявил. И данный факт проясняет историю возникновения этих свободно плавающих планет.
«Наши наблюдения подтверждают, что природа создает объекты планетарной массы по крайней мере двумя разными способами — от сжатия облака газа и пыли, подобно тому, как образуются звезды, и в дисках газа и пыли вокруг молодых звезд, как это сделал Юпитер в нашей собственной Солнечной системе», — пояснил один из авторов открытия Рэй Джаявардхана (Ray Jayawardhana) из Университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University).
Это указывает на то, что самые маленькие объекты, которые формируются так же, как звезды, пересекаются по размеру и массе с некоторыми из самых больших миров, которые предположительно формируются снизу вверх и вращаются вокруг звезд, что еще больше размывает границы между тем, что является планетой, а что нет, говорят исследователи.
Чтобы считаться звездой, объект должен пройти через термоядерные реакции с образованием гелия из водорода. Наименьшая масса, которая может это обеспечить, создавая необходимую температуру и давление ядра, составляет около 9% массы нашего Солнца, или около 93 масс Юпитера.
Ниже этой минимальной массы находятся коричневые карлики — газообразные объекты, не являющиеся звездами, но слишком массивные для того, чтобы быть планетами. Коричневые карлики имеют массу до 13 масс Юпитера. Предполагалось, что всё, что меньше, не может сжигать дейтерий и будет планетой на орбите вокруг звезды.
Блуждающие миры, обнаруженные JWST в NGC 1333, бросают вызов этому предположению. Будучи недостаточно массивными, чтобы вырабатывать энергию из ядерного синтеза дейтерия, они в то же время не находятся на орбите вокруг другой звезды и формируются так же, как коричневые карлики и звезды.
Публикация об открытии появится в The Astronomical Journal.