Открытия на экране. Кинофестиваль «Мир знаний» отражает спектр современной науки

Атомная энергетика, метеоритика, экология, этнография, орнитология, океанология, медицина, современные изобретатели и ученые прошлого были в фокусе внимания конкурсантов 18-го кинофестиваля научно-популярных и исследовательских фильмов «Мир знаний», прошедшего в Санкт-Петербурге. Фильмы, представленные в разных программах — международной, национальной, анимационной, музейной — объединяло стремление показать и осмыслить современное состояние науки.

В национальный конкурс фестиваля, организованного Киностудией им. М.Горького при поддержке Министерства культуры РФ, вошли 17 новых фильмов. Среди участников и режиссеры, успешно зарекомендовавшие себя в сфере научного кино, и дебютанты, находящиеся в поиске новых визуальных кодов и языков. Международную конкурсную программу составили 7 документальных картин из России, США, Великобритании, Бельгии, Непала. Главным критерием отбора, как отметила пресс-служба фестиваля, был нестандартный взгляд авторов на проблематику прикладной науки и на ее восприятие человечеством.

В числе ключевых задач «Мира знаний» — развитие индустрии научно-популярного кино и повышение компетенции документалистов. С этой целью ежегодно организуется лаборатория Science Film Lab. Ныне ее программа была связана с научной деятельностью музеев и адресована студентам творческих вузов и музейным работникам Санкт-Петербурга. Тема лаборатории «зацепила» многих — были поданы более 200 заявок на участие, а всего в ее работу, которая продолжилась и по окончании фестиваля, включились 50 человек. Не ограничившись генерацией идей, которые подсказывает музейная среда, к примеру, пространство Музея сновидений Фрейда, они заложили основу будущих экспериментальных фильмов.

В программу фестиваля органично вписались два фильма, авторы которых стажировались в аналогичной лаборатории научного кино в 2021 году. В международный конкурс вошел фильм Дмитрия Лукьянова «Тонкие поля» — гимн людям, посвятившим себя земле, повышению ее плодородия, прямое включение из НИИ сельского хозяйства под Суздалем, где местные жители вступают в конфронтацию со столичными арендаторами. В национальном конкурсе жюри назвало лучшим фильм «Пиблокто» режиссеров Анастасии Шубиной и Тимофея Глинина. Картина повествует о жителях Чукотки, чей круг забот охватывает охоту на моржей и китов и защиту деревень от приходящих из тундры медведей. По сути, это круговорот жизни и смерти. Морские животные — основной источник пищи для людей; шкуры и потроха идут на корм песцам на звероферме; человеческие кладбища становятся приманкой для медведей… Другой российский фильм — «Музыка звезд» Анастасии Зверьковой — получил Гран-при в международном конкурсе.

Специальный приз «За популяризацию науки средствами научного и исследовательского кино» был вручен сотрудникам лаборатории научно-исследовательской кинематографии Института физиологии им. И.П.Павлова РАН. Институт реализует проект по изучению, систематизации, консервации, оцифровке, популяризации архива уникальной кинолаборатории, созданной в 1925 году Иваном Петровичем Павловым. Он, как сказала директор института доктор биологических наук Наталья Дюжикова, был не только первым российским нобелевским лауреатом, но и одним из первых популяризаторов науки. Лаборатория занималась фиксацией хода и результатов научных экспериментов. Сегодня в архиве института — кино- и фотоматериалы за период с 1935-го и до начала 1990-х годов. Это и фильмы, снятые лабораторией, и копии кинолент об институте — более 30 километров пленки. Часть этих оцифрованных фильмов была представлена в рамках «Мира знаний».

Украшением церемонии закрытия фестиваля стала российская премьера фильма Ивана Болотникова «Идеальный музей. Возвращение Ренессанса» — рассказ о драматичной судьбе перемещенных после Второй мировой войны культурных ценностей, совместных усилиях специалистов разных стран по их научной реставрации, в частности, с привлечением нейтронной томографии на базе НИЦ «Курчатовский институт». Герои фильма размышляют об идеальном музее, размыкающем границы, поскольку, как говорит генеральный директор Государственного Эрмитажа академик РАН Михаил Пиотровский, «искусство принадлежит не народу, искусство принадлежит всем».

Аркадий СОСНОВ

Фото Евгения Ворошилова

Нет комментариев