В родную гавань. Ледостойкая платформа «Северный полюс» вернулась в Санкт-Петербург

Успешно завершив первый рейс в Арктику, в Санкт-Петербург вернулась ледостойкая платформа «Северный полюс». Новое судно прекрасно себя показало в сложнейших климатических условиях и полностью оправдало свое назначение, открыв новую эру в истории полярных исследований.

Уникальное судно — НЭС ЛСП «Северный полюс», построенное для поддержки работы дрейфующих полярных станций «Северный полюс», входит в состав экспедиционного флота Арктического и антарктического научно-исследовательского института.

За 20 месяцев работы станции «Северный полюс-41», впервые дрейфовавшей при поддержке ледостойкой платформы, проведено 50 междисциплинарных научных исследований, отработаны варианты судовой и авиа ротации экспедиционного состава, получен большой опыт использования платформы в экстремальных ситуациях.

В августе прошлого года полярникам пришлось сменить льдину, на которой экспедиция работала на протяжении нескольких месяцев. Ледовое поле, к которому была пришвартована платформа, начало активно разрушаться. Для продолжения научных работ, судно перешло к более надежной льдине, где был обустроен новый научный лагерь. В классическом варианте организации дрейфующих станций, в подобной ситуации потребовалась бы немедленная эвакуация.

Первая экспедиция «Северный полюс» при поддержке ледостойкой платформы прошла в штатном режиме, хотя несколько раз происходила деформация ледового поля, и ученым приходилось сворачивать научный лагерь и перемещать оборудование на борт судна. Но полярники преодолели все трудности и на сто процентов выполнили поставленные задачи. После технического обслуживания и подготовки платформа вновь выйдет в рейс. Экспедиция «Северный полюс-42» отправится в Арктику в сентябре этого года. Спектр научных работ будет существенно расширен, в том числе для обеспечения безопасной и устойчивой навигации на трассе Северного морского пути.

  • Александр Макаров, директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института

Справочно
Дрейфующая станция «Северный полюс-41», организованная на новом технологическом уровне, была открыта 2 октября 2022 года в точке с координатами  82°37’ С.Ш. 155°31’ В.Д. Ледостойкая платформа первоначально была пришвартована к кромке ледового поля площадью около 42 квадратных километров, где ученые развернули полевые научные лаборатории. В апреле 2023 года состоялась первая ротация экспедиционного состава. Смена полярников прошла на льду в 200 километрах от Северного полюса. Для доставки ученых использовался аэродром научно-исследовательского стационара «Ледовая база Мыс Баранова» на Северной Земле и ледовый лагерь «Барнео». В августе 2023 года научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников» доставило полярникам продукты и новое оборудование, а также смену судового состава. В этот же период платформа перешвартовалась к новому, более устойчивому к разрушению ледовому полю. В мае 2024 году, пройдя от точки старта в районе Новосибирских островов около 3 000 морских миль, ЛСП «Северный полюс» вышла в открытую воду в районе архипелага Шпицберген и самостоятельно вернулась в Мурманск.
Экспедиция «Северный полюс-41» стала продолжением отечественной программы дрейфующих полярных станций, которую в 2013 году пришлось свернуть из-за таяния льдов в Арктике. Для возобновления программы на Адмиралтейских верфях была построена не имеющая аналогов ледостойкая платформа, ставшая для полярников одновременно транспортом, домом, научно-исследовательским центром и даже измерительным прибором – в корпус ЛСП вмонтированы датчики, которые помогут изучить ледовую обстановку.

 

Фото: ААНИИ

Нет комментариев