Теплый

Теплый оазис в Арктике. Ученые обнаружили уникальную экосистему в Восточно-Сибирском море.

Российские ученые обнаружили в юго-западной части Восточно-Сибирского моря зону с аномально высокими температурами воды и соленостью, вызванную донными гидротермальными источниками. В этом «оазисе жизни» были найдены теплолюбивые виды, ранее не встречавшиеся в Арктике, такие как рак-отшельник Pagurus capillatus и криль Thysanoessa, что открывает новые горизонты в понимании арктических экосистем.

Исследование проводилось учеными из Тихоокеанского океанологического института имени В.И. Ильичева ДВО РАН и Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН. С помощью разработанного буксируемого робототехнического комплекса Smart Fish ученые детально изучили акваторию Чаунской губы и обнаружили аномальную зону с температурой воды от +2°C до +3,5°C на глубине 10–15 метров, что значительно выше окружающей температуры воды.

«По нашим наблюдениям, оба вида были массовыми и, будучи достаточно крупными организмами, не могли остаться незамеченными экспедициями предшественников».

Ксения Кособокова, доктор биологических наук, руководитель проекта

Ученые также провели анализ содержания изотопов радия и других элементов, что подтвердило гидротермальное происхождение теплых вод. Эти воды, богатые органическими и минеральными веществами, поступают из подземных источников и поддерживают уникальную экосистему, характерную для более теплых регионов.

Кроме того, исследователи обнаружили, что циклонический круговорот воды способствует опусканию теплых вод к дну, что создает благоприятные условия для существования теплолюбивых донных обитателей. Присутствие нетипичных для Арктики видов, таких как рак-отшельник Pagurus capillatus и криль Thysanoessa, вызывает вопросы о происхождении этих организмов и требует дальнейших исследований.

Команда ученых планирует продолжить изучение этой зоны, включая использование методов молекулярной генетики, чтобы определить, как и откуда эти организмы проникли в Чаунскую губу. Исследование поддержано грантами Российского научного фонда и опубликовано в журнале Communications Earth & Environment.

Диагностика по пульсу. Ученые НИУ ВШЭ выявили признаки депрессии через сердечный ритм.
Утечка кадров на Дальнем Востоке. Эксперты обсудили проблемы внутренней миграции на ВЭФ.