Жуткий ритуал. Индейцы культуры «Моче» в Перу приносили в жертву детей умерших
Новое генетическое исследование выявило, что двое подростков, задушенных 15 веков назад в рамках погребального обряда древней андской культуры, были связаны кровными узами с людьми, которых "сопровождали" в последний путь. Этот жуткий погребальный ритуал, как выяснилось, практиковали индейцы моче в Перу. Молодой человек был принесен в жертву после кончины своего отца, а девушка — после смерти тетушки. Такой обряд не имеет аналогов среди известных сегодня археологам.
"Похороненные люди принадлежали к культуре Моче, которая процветала на северном побережье Перу с 300 по 950 годы н. э. Имеются многочисленные свидетельства иконографии и археологии, свидетельствующие о том, что Моче практиковали человеческие жертвоприношения в честь своих богов, но информации о возможных жертвоприношениях во время похорон людей высокого статуса гораздо меньше" - говорится в публикации на сайте Live Science.
Отдельно ученые отмечают, что в археологической литературе не описано случаев, указывающих на жертвоприношение детей после смерти родителей.
Тела юноши и девушки, ставших жертвами ритуала, были захоронены под пирамидальной конструкцией, обнаруженной в 2005 году и получившей название Уака-Као-Вьехо. В могильнике найдены останки шести человек, включая тело женщины Сеньора де Као, принадлежащей к знатному роду. Кроме нее, там же обнаружены останки трех мужчин и двух подростков, задушенных с помощью веревок, сплетенных из растений.
Долгое время ученые предполагали, что в погребениях элиты моче хоронили членов одной семьи, но только новое исследование подтвердило это предположение с помощью генетического анализа.
Вначале исследователи определили возраст костей с помощью радиоуглеродного датирования, установив, что пятеро из них были преданы земле примерно в одно и то же время. Геномный анализ показал, что Сеньора де Као была родственницей девушки, возможно, ее тетей. Двое мужчин, найденных рядом с ней, вероятно, были братьями Сеньоры, один из которых мог быть отцом принесенной в жертву девочки. Третий мужчина, умерший за несколько десятилетий до остальных, мог быть их отцом или дедом. Юноша был принесен в жертву после смерти своего отца.
Результаты исследования опубликованы в журнале PNAS.
Изображение на обложке: PNAS