Загадки ладожских глубин. Удивительная находка дайверов и подводных археологов

15 августа в России отмечают День археолога. В преддверии праздника в пресс-центре «Россия сегодня» прошло мероприятие, на котором обсуждалось недавнее открытие подводных археологов, погрузившихся на дно Ладожского озера.

В этой увлекательной дискуссии приняли участие Айвар Владимирович Степанов, научный сотрудник Центра подводного археологического наследия при Институте археологии РАН; Сергей Александрович Куликов, координатор проекта  1XPEDITION, Павел Николаевич Юдин, дайвинг-инструктор и Антон Андреевич Подколозин — генеральный директор телеканала «Океан HD».

Инициатива отправиться на Ладожское озера впервые была предложена экспедиционным проектом 1XPEDITION — детищем Орловского клуба подводного плавания «Диво». Центру подводного археологического наследия при Институте археологии РАН был привлечен для методической поддержки дайверов, которым было необходимо обучиться методам подводной археологической фиксации. Сотрудники Института археологии никак не могли ожидать, что это предприятие обернется важным открытием…

Все началось в 2022 году, когда 1XPEDITION задумал проект «Утраченный звон». Целью исследователей  было отыскать колокола Валаамского монастыря, утраченные накануне Великой отечественной войны. Одним из первых шагов было изучение глубин Ладожского озера, на берегу которого располагался монастырь. При работе над оцифровкой карты глубин озера и создании его 3D-модели случайно обнаружили затонувший корабль.

Дайверы 1XPEDITION поспешили погрузиться на дно Ладоги, чтобы исследовать неожиданную находку. Энтузиазма и средств для более подробного изучения очертаний объекта у них было достаточно, однако знаний и навыков для того, чтобы самостоятельно его идентифицировать и определить его культурно-историческую ценность, дайверам не хватало. Здесь на помощь им пришли профессионалы из Института археологии РАН.

Корабль размером 25×5 метров, найденный в ходе Ладожской экспедиции, по-видимому, некогда был пассажирском пароходом, перевозившим паломников, которые стремились посетить Валаамский монастырь. На это указывает барельеф в носовой части судна, изображающий раковину морского гребешка — традиционный символ паломничества, и дельфина — одного из атрибутов Христа.  Вероятной причиной кораблекрушения стал подводный риф в южной части озера, впоследствии штормы унесли его на дно.

Предметы, обнаруженные внутри корабля, позволяют предположить, что судно прибыло из Швеции или Финляндии. В частности, к таким предметам относятся кирпичи с клеймом шведской фирмы Hoсanas, которая выпускала этот продукт с 1830-х по 1920-е гг. Археологи склоняются к мнению, что судно затонуло еще до 1917 года: Октябрьская революция и распространение антирелигиозных настроений пресекли поток паломников в русские монастыри. Эту идею подкрепляет парусно-паровая конструкция судна, характерная для второй половины XIX века — переходного периода от парусных судов к пароходам. «Построен он был наверняка еще в XIX веке, а затонуть мог уже в XX», — говорит Айвар Владимирович Степанов из Института археологии РАН.

1XPEDITION и Институт археологии планируют продолжить изучение Ладоги, на дне которой покоится еще много нераскрытых тайн. В частности, дайверы и ученые не оставляют надежды отыскать пропавшие монастырские колокола и несколько кораблей дореволюционной России, предположительно затонувших в Ладожском озере.