У берегов Эгадских островов, омываемых водами Сицилии, из глубин был извлечен бронзовый шлем середины III века до нашей эры, сохранившийся в поразительном состоянии. Уникальность находки подчеркивается полной сохранностью шлема, включая оба неповрежденных нащечника, что делает его одним из наиболее целых экземпляров, когда-либо обнаруженных.
Шлемы, относимые к типу Монтефортино, отличались полусферическим основанием, переходящим в коническую форму, обработанную посредством вращения и гравировки. Их венчал характерный грибовидный выступ. Обод шлема слегка расширялся кпереди и по бокам, а в задней части предусматривался небольшой щиток для защиты шеи. Фиксация на голове обеспечивалась кожаным ремешком, затягивающимся под подбородком. Изначально кельтское происхождение шлема, пришедшего из Центральной Европы, к началу Первой Пунической войны он стал стандартным элементом экипировки римских легионеров.
Битва у Эгадских островов, где Рим и Карфаген столкнулись в морском сражении, развернулась 10 марта 241 года до н. э. Римский флот, возглавляемый Гаем Лутацием Катулом и насчитывавший 200 кораблей, противостоял карфагенской эскадре под командованием Аннона, состоявшей из 100 судов, многие из которых были трофейными римскими кораблями, захваченными в предыдущих битвах. Победа осталась за Римом, что стало решающим моментом в Первой Пунической войне, обеспечившим римское господство в Средиземноморье на долгие годы.
Управление морского надзора Сицилии уже более полутора десятилетий ведет совместную работу с аквалангистами и морскими археологами, исследуя морское дно в районе Эгадских островов и извлекая артефакты, оставшиеся после сражения. Среди находок – доспехи, керамика, оружие. Особую ценность представляют многочисленные шлемы типа Монтефортино и внушительное количество бронзовых таранов (ростров), которыми оснащались носы кораблей обеих сторон. До обнаружения первого эгадского ростра в 2008 году было известно всего четыре подобных артефакта. С тех пор, только с места этого сражения было поднято более двадцати ростров.

Ростр, найденный во время одной из предыдущих экспедиций, был подвергнут очистке, в результате чего обнаружилась надпись: «Ser.Solpicius CF Quaestor Probavi(t)», переводимая как «Сервий Сульпиций, квестор, сын Гая, одобрил [это]». Упомянутый Гай, вероятно, является Гаем Сульпицием, представителем патрицианской семьи Сульпициев, берущей свои корни в далеком прошлом, так как первый консул был ими предоставлен еще в 500 году до н. э., всего через девять лет после свержения последнего римского царя и установления республики. Один из них, Гай Сульпиций Патеркул, занимал должность консула в 258 году до н. э. и преуспел в захвате нескольких карфагенских городов на Сицилии в ходе Первой Пунической войны. Другой Гай Сульпиций, но происходивший из ветви Галла, был консулом в 243 году до н. э.
Изображение: finestresullarte.info


