Варварские обычаи жертвоприношения. В фундамент здания этруски замуровали младенца

Варварские обычаи жертвоприношения. В фундамент здания этруски замуровали младенца

Группа исследователей из Италии и Германии обнаружила останки новорожденного в древнем городе Кайнуа (ныне Марцаботто), расположенном недалеко от Болоньи. Это открытие может стать первым убедительным свидетельством практики человеческих жертвоприношений в этрусской культуре.

Скелет, который датируется VI-IV веками до нашей эры, был найден вблизи священной стены храма, посвященного Уни, этрусской богине плодородия и защиты. Научные исследования показывают, что ребенок, вероятно, был местного происхождения и подвергся ритуальным действиям, включая удаление кожи с костей, прежде чем его похоронили.

Долгое время историки обсуждали, действительно ли этруски практиковали человеческие жертвоприношения, как утверждали их противники из Греции и Рима. Письменные источники обвиняли этрусков в "варварских" обычаях, однако до сих пор не было найдено убедительных археологических свидетельств, как отмечает исследование, опубликованное в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.

Останки младенца, найденные в Марцаботто, были захоронены в яме вместе с несколькими ритуальными предметами, такими как керамические фрагменты с надписями, посвященными богине Вей, а также астрономически ориентированные кресты и животные кости, что указывает на религиозный контекст. Расположение и обращение с телом свидетельствуют о ритуале закладки фундамента, который мог быть подношением для освящения храма.

Скелет оказался очень хрупким и был исследован с помощью компьютерной томографии и радиоуглеродного анализа. Результаты подтвердили, что это был доношенный ребенок (38–40 недель беременности), который, вероятно, скончался вскоре после рождения.

Исследователи акцентируют внимание на следах на костях: некоторые длинные кости показывают признаки предсмертной обработки острыми инструментами. Эти повреждения соответствуют порезам и царапинам, что указывает на то, что тело было намеренно лишено плоти, но не расчленено. Ученые предполагают, что это мог быть ритуал, направленный на облегчение перехода в загробную жизнь или жертвоприношение крови.

Команда исследователей предполагает, что ребенок мог родиться мертвым и был похоронен в священном месте в поисках божественной защиты. Также выдвигается гипотеза о возможной эмбриотомии, древней практике извлечения плода при сложных родах, хотя анатомическая структура скелета делает эту версию менее вероятной.

Тем не менее, исследователи приходят к выводу, что связь археологического контекста и антропологических данных поддерживает идею о жертвоприношении при закладке фундамента. В исследовании проводится сравнение с другими находками этрусков, такими как детские захоронения у стен в Тарквинии и Орвието, а также жертвоприношения животных у священных колодцев. Упоминаются и параллели с другими средиземноморскими культурами, такими как Греция и Рим, где новорожденных хоронили в лиминальных местах, символизируя духовные переходы.

Исследователи отмечают, что младенцы, не будучи полностью интегрированными в общество, считались идеальными посредниками между людьми и божественным. Кроме того, удаление кожи может отражать верования о регенерации, так как кости воспринимались как семена будущей жизни.

Однако авторы исследования признают наличие определенных ограничений, так как отсутствие доказательств насильственной смерти не позволяет утверждать, что ребенок был убит. Они также подчеркивают необходимость дополнительных аналогичных находок для подтверждения того, что это была распространенная практика, добавляя: «Мы не можем исключить возможность того, что это был единичный случай».

Изображение: labrujulaverde

Открытие астрономов: лед из полутяжелой воды впервые найден вокруг молодой солнцеподобной звезды
Мутации в гене. Обнаружена связь между чувствительностью к горькому и болезнями почек, а также БАР