Уникальный рельеф. Археологи обнаружили доказательства неизвестных ранее культурных связей

Уникальный рельеф. Археологи обнаружили доказательства неизвестных ранее культурных связей

Археологи в Турции, ведущие раскопки руин античного города Сагалассос в районе Агласун провинции Бурдур, совершили уникальную находку. Ими была обнаружена мраморная плита с изображением египетского божества – сфинкса Туту. Рельеф искусно выгравирован на афьонском мраморе. Эти панели, найденные в римском банном комплексе, являются частью декоративной системы, вдохновленной египетскими мотивами, и указывают на ранее неизвестные культурные связи между древней Анатолией и Египтом.

Эти рельефные панели были впервые обнаружены в 2004 году при исследовании северной части фригидария банно-гимнастического комплекса. Повторный анализ, выполненный группой археологов под руководством профессора Питера Таллоена из университета Билькент, подтвердил, что изображения являются частью декора в стиле "египтизации". Особую ценность представляет не только иконография, но и материал и техника исполнения: резьба выполнена на афьонском (доцимианском) мраморе в технике гравировки, а не как полноценный высокий рельеф.

По словам Таллоена, сцена является уникальным свидетельством декоративного оформления святилищ, посвященных египетским богам за пределами Нила, поскольку подобные примеры крайне редки за пределами Египта. Вероятно, рельеф был частью декоративного элемента, а не местом культа Туту, подчёркивающим темы защиты, царской власти и символической силы.

В центре композиции – бог-сфинкс Туту, окружённый символическими фигурами, представляющими царскую и божественную египетскую власть. Среди них Гор, сокол, ассоциирующийся с царской властью, и Собек, бог-крокодил, символизирующий силу Нила. Археологи считают, что композиция раскрывает темы божественной царственности и защитной силы: Туту — страж, Собек — воплощение жизни, а Гор подтверждает царское измерение образа.

Важно также отметить, что архитектура рельефа – стилизованный дверной проем, короны Верхнего и Нижнего Египта и расположение фигур – свидетельствует о глубоком понимании египетской царской символики, адаптированной к римским анатолийским традициям.

Выбор материала особенно примечателен: панели изготовлены из афьонского мрамора, что указывает на использование местного камня для изображения египетских богов, а не импорт из Египта. Техника насечки на тонких мраморных пластинах указывает на более изящный и декоративный характер использования, а не на полноценную скульптуру.

Открытие свидетельствует о включенности Сагалассоса в региональные строительные и скульптурные традиции, а также в средиземноморские культурные течения. Афьонский мрамор был высоко оценен в римской Анатолии.

Изображения египетских божеств редки за пределами Египта, поэтому сагалассосский рельеф является одним из немногих примеров иконографии в Анатолии, сочетающей Туту с Гором и Собеком. Во времена римского правления Сагалассос был не только экономически развит, но и восприимчив в культурном отношении, что свидетельствует о проникновении египетских идей и стилей в Анатолию.

Таллоен отметил, что жители Сагалассоса экспортировали керамику, вино и сельскохозяйственную продукцию в Египет, получая взамен рыбу и культурные влияния, что является примером двустороннего обмена.

Сагалассос расположен на склонах гор Акдаг, а первое свидетельство его существования относится к 12000 лет. Римские руины хорошо сохранились, поскольку город был погребен в результате сейсмической активности, что защитило его от разрушения. Раскопки ведутся с 1989 года с институциональной поддержкой. Сагалассос включен в предварительный список ЮНЕСКО.

Обнаруженный рельеф ставит новые вопросы о распространенности египетского декора в римской Анатолии, а также о существовании мастерских, обученных египетской иконографии. Эти мотивы могут быть связаны с религиозным синкретизмом, политическими заявлениями или модой.

Археологи планируют технические исследования для определения источника мрамора, следов инструментов и для понимания вида панелей. Также проводится уточнение датировки банного комплекса.

Открытие афьонского мраморного рельефа с изображением египетского бога Туту в Сагалассосе представляет собой уникальное сочетание местных материалов, римской архитектуры и египетской иконографии. По мере продолжения исследований этот рельеф может принести новые знания о межкультурных художественных потоках в римском Средиземноморье.

Изображение: arkeonews.net

Под угрозой исчезновения. Стартовал проект по изучению и сохранению краснокнижного белого журавля
Ждем Дракониды. Если не помешает Луна, можно будет увидеть 100-150 "падающих звезд" в час