На берегу реки Усьва, притока Чусовой, находится городище Саломатово I, представляющее собой один из самых интригующих археологических объектов в Пермском Предуралье. Уже около века исследователи ведут дебаты относительно его культурной идентификации и датировки: разнородные находки различных эпох как бы наслаиваются друг на друга, формируя своеобразный археологический "палимпсест". Последние данные, полученные специалистами из Пермского Политеха, Института экологии растений и животных УрО РАН и ПГГПУ, позволили переосмыслить устоявшиеся представления о жизни на городище, о чем сообщили «Газете. Ru» в пресс-службе ПНИПУ.
Саломатово I поражает своей естественной защищенностью: с восточной стороны – крутая возвышенность, ведущая к реке, с северной и южной сторон – глубокие овраги, а с западной – мощная система валов, превращающая поселение в укрепленную территорию площадью около 10 тысяч квадратных метров.
Этот памятник исследуется с XIX века, однако установить точные временные рамки его существования стало возможно только после применение радиоуглеродного анализа. Только в 2012 году было установлено, что городище функционировало с VIII по XIV века, причем пик активности приходится на XI–XIII века.
Первоначально Саломатово атрибутировалось чепецкой культуре, затем – сылвенской, от которой нынешняя наука постепенно отказалась. В настоящее время городище относят к ломоватово-родановской общности – финно-угорскому населению, занимавшемуся земледелием и ремеслами.
Однако анализ керамических находок внес новую загадку: на территории городища были обнаружены сосуды неволинской культуры (IV–IX вв.), носители которой, вероятно, мигрировали в район Чусовой в IX веке. Это ставит вопрос: идет ли речь о простой смене культур или о месте их взаимодействия, где зарождались новые синкретичные традиции?
Для прояснения данного вопроса исследователи обратились к анализу останков животных, живших в окрестностях древнего поселения. Из культурного слоя Саломатово I учеными было изучено 2604 фрагмента костей млекопитающих, а также останки птиц, рыб и моллюсков.
Обычной для региона является картина преобладания костей домашних животных при небольшой доле охотничьей добычи. Однако Саломатово разрушило все ожидания.
Доля костей диких зверей достигла 33,8%, что в несколько раз превышает показатели других памятников Волго-Уральского региона. Особенно выделяется охота на лося: его кости составляют 19,4% коллекции — в три-шесть раз больше обычных значений.
Не менее удивительным оказался и высокий процент костей пушных зверей – белок (3,1%) и куньих (2,8%). В совокупности это составляет около 6%, что также значительно выше привычных норм. При этом шкурки обычно обрабатывали сразу в лесу, а кости редко приносили на поселения, поэтому такие цифры выглядят особенно значимыми.
Ученые объясняют это интенсивным развитием пушного промысла. В XI–XIII веках Пермское Предуралье являлось одним из важнейших центров добычи меха, который являлся ключевым экспортным товаром.
Результаты исследования костей животных указали на то, что Саломатово I могло выполнять особую хозяйственную роль, возможно, являясь пунктом сбора пушнины, охотничьей базой или местом пересечения различных групп населения с различными обычаями.
Полученные данные позволяют по-новому осмыслить культурно-исторические процессы в Пермском Предуралье и Волго-Уральском регионе. Саломатово I представляется не просто поселением, а сложным центром взаимодействия культур, технологий и хозяйственных практик, отражающим многогранную историю региона.
Изображение: ПНИПУ


