Символическое уничтожение. Пир на могилах в ритуальных целях устраивали древние жители Крита

Символическое уничтожение. Пир на могилах в ритуальных целях устраивали древние жители Крита

На острове Крит, славящемся своими минойскими дворцами и мифами, такими как Лабиринт Минотавра, международная команда археологов сделала удивительное открытие: древние критяне символически «уничтожали» своих усопших. Это не было проявлением насилия, а тщательно организованным ритуалом, призванным завершить определенный этап в их истории. Исследование, опубликованное в журнале Antiquity, указывает на то, что примерно 3800 лет назад жители города Сисси провели масштабную церемонию, в ходе которой они разрушили свои братские могилы, устроили пиршество и навсегда похоронили их.

В бронзовом веке (между 3000 и 1600 годами до н. э.) критяне использовали братские могилы — большие прямоугольные или круглые структуры, где находились останки нескольких поколений одной семьи. Эти места служили не только для захоронения, но и как центры для ритуалов и укрепления социальных связей. Однако около 1900 года до н. э. произошли изменения: они начали отказываться от этой традиции в пользу новых, менее заметных способов захоронения.

Ранее считалось, что этот переход был постепенным и мирным. Тем не менее, раскопки на кладбище Сисси, проводимые Бельгийской школой в Афинах с 2007 года, показывают иную картину. Здесь могилы не оставляли умирать постепенно, а ритуально «уничтожали».

На участке кладбища, известном как «Зона 9», археологи нашли доказательства необычной церемонии. Сначала жители Сисси хоронили своих последних усопших в небольших могилах и керамических сосудах. Затем они аккуратно разобрали стены гробниц, частично разрушили некоторые останки, чтобы «выравнять» землю, и устроили большой пир.

Доказательства налицо: был обнаружен слой земли с тысячами осколков керамики, остатками чаш и кухонной посуды, все относящиеся к одному и тому же времени (около 1700 года до н. э.). Исследователи подчеркивают, что это не просто мусор, а остатки общественного праздника, символического акта, который ознаменовал завершение определенной эпохи.

В конце концов, они покрыли все это слоем земли и камней, навсегда запечатав это место. Интересно, что спустя столетия, когда они вернулись, чтобы похоронить своих усопших в этом районе, они отнеслись к этому месту с уважением, как будто знали, что его «запрещено» тревожить.

Почему же они «уничтожили» свои могилы? Исследователи предполагают, что этот ритуал был не случайным, а ответом на значительные социальные изменения. В это время на Крите начали возводить первые дворцы, такие как Кносский, и общины стали более централизованными. Коллективные захоронения, связанные с семьями или кланами, утратили свою актуальность на фоне новых ритуальных пространств, таких как святилища в горах или священные пещеры.

Археологи отмечают, что, активно закапывая свои могилы, жители Сисси не только отказывались от них, но и включали их в свою коллективную память. Это был способ сказать: это больше не олицетворяет нас, но мы не забудем.

Кладбище Сисси — не единственное место, где были зафиксированы подобные ритуалы. В Мони Одигитрии, на юге Крита, была разрушена круглая гробница, а ее останки захоронили в яме вместе с сотнями разбитых чаш. В Кефала Петрас некоторые могилы были заполнены камнями. Археологи называют этот акт «символическим уничтожением».

Источник изображений: Бельгийская школа в Афинах

Микроволновка может стоить здоровья. Нагрев в пластике увеличивает токсины в 50 раз
Неожиданные артефакты. Открытие ученых изменит хронологию распространения керамики в Монголии