Саркофаг не открывали со времён Рима. Археологи приподняли крышку и не смогли сдержать эмоций.

Саркофаг не открывали со времён Рима. Археологи приподняли крышку и не смогли сдержать эмоций.

Археологи Будапештского исторического музея впервые за примерно 1700 лет открыли запечатанный древнеримский саркофаг в районе Обуда на севере Будапешта. В античности это место входило в состав Аквинкума — важного римского города на дунайской границе.

В известняковом гробу, крышка которого была закреплена металлическими скобами и залита свинцом, специалисты обнаружили хорошо сохранившийся скелет молодой женщины. Рядом лежали два целых стеклянных сосуда, бронзовые фигурки, около 140 монет, костяная шпилька для волос, янтарное украшение и остатки ткани с золотой нитью. Размер скелета указывает на юный возраст умершей.

По словам специалиста по римскому периоду Гергея Коштяла, богатый погребальный инвентарь и то, что саркофаг был изготовлен специально для неё, свидетельствуют о высоком социальном статусе девушки. Он отмечает, что в IV веке было обычным делом повторно использовать более ранние саркофаги, поэтому нетронутая находка такого уровня — большая редкость.

Гроб находился среди руин домов квартала, заброшенного в III веке и позже превращённого в кладбище. Рядом археологи раскопали римский акведук и восемь более простых захоронений, ни одно из которых не сравнимо по сохранности и богатству с этим саркофагом.

Изнутри гроба также извлекли слой ила толщиной около 1,5 сантиметра, который ещё предстоит просеять: учёные надеются обнаружить в нём мелкие украшения, например серьги. Антропологи будут изучать останки, чтобы уточнить возраст, состояние здоровья и происхождение девушки. Руководитель раскопок Агнеш Фенешь подчёркивает, что тщательно устроенное погребение позволяет почувствовать заботу и горе людей, хоронивших эту молодую женщину, и делает находку не только научно важной, но и эмоционально очень сильной.

Натуральный «ботокс» из пчелиного яда. Учёные обещают заметное омоложение меньше чем за месяц.
Специалисты выяснили, как первая в мире смерть от H5N5 связана с домашними птицами