У западного берега Южной Кореи со дна подняли 600-летнее грузовое судно эпохи династии Чосон. Корабль, получивший название «Мадо 4», затонул примерно в 1420 году и представляет собой уникальный образец сохранившегося судна той эпохи.
Место крушения было впервые обнаружено возле острова Тэан в 2015 году. С тех пор археологи из Национального научно-исследовательского института морского наследия ведут исследования, в ходе которых нашли сотни артефактов, включая 63 деревянные грузовые бирки с надписями, указывающими на пункты отправления и назначения судна.
Надписи на бирках «Наджу Кванхынчхан» свидетельствуют о том, что корабль вышел из Наджу (провинция Южная Чолла) с данью и зерновым налогом, предназначенными для Кванхынчхана в Ханьяне – государственного учреждения, отвечавшего за выплату зарплат чиновникам и располагавшегося на территории современного района Мапо в Сеуле. Цель плавания подтверждается и найденными 152 фрагментами селадоновой керамики Пунчхон с иероглифами «Нэсом», отсылающим к Нэсомси – чиновнику, ответственному за поставки для королевского двора и высших государственных лиц.
Эти суда, перевозившие зерно, составляли часть государственной транспортной системы «джоун». Грузовые корабли доставляли зерно и другие товары со складов в провинциях в столичный Ханьян. Это первая находка сэгока – корабля для транспортировки зерна, ранее известного лишь по историческим документам того времени.
Неповрежденный корпус корабля, в рамках исследований последнего десятилетия, был повторно захоронен под слоем песка. Однако в апреле текущего года Национальный научно-исследовательский институт морского наследия приступил к его подъёму. Операция завершилась успешно в прошлом месяце, в результате чего было извлечено 107 деревянных элементов корпуса. Оставшаяся часть судна имеет длину 11,2 метра и ширину 4,6 метра. Левый борт сильно повреждён в результате опрокидывания, в то время как правый борт сохранился на высоту до 11 слоёв.
Раскопки и подъём корабля пролили свет на судостроение эпохи Чосон. В отличие от предшествующих эпох Корё и Силла, когда корабли имели одну центральную мачту, в данном случае была применена двухмачтовая конструкция с мачтами, расположенными в носовой и центральной частях. Такое решение позволяло развивать большую скорость и улучшало маневренность в зависимости от направления ветра. Для усиления прочности в кормовой части использовались горизонтальные балки, а доски корпуса соединялись деревянными штифтами, которые позднее были отремонтированы железными гвоздями. Эти металлические крепёжные элементы являются первыми, обнаруженными на досовременных корейских судах.
В настоящее время деревянные элементы корпуса проходят процесс опреснения в Морском музее Тэана, а некоторые артефакты выставлены для публичного обозрения. После удаления солей деревянные элементы будут высушены и стабилизированы, что займёт годы. Затем реставраторы проведут полную реставрацию, чтобы судно можно было выставить в качестве экспоната. Ожидается, что весь проект займёт около 15 лет.
Изображение: koreaherald.com


