Прогноз XIX века сбылся. Толстой оказался прав насчет печати Ярослава Мудрого

Прогноз XIX века сбылся. Толстой оказался прав насчет печати Ярослава Мудрого

Новгородская земля снова преподнесла археологам подарок. На Ярославовом дворище, где долгие десятилетия не удавалось найти следов княжеской резиденции XI века, обнаружена свинцовая печать Ярослава Владимировича — будущего Ярослава Мудрого. Эта находка стала прямым подтверждением того, что здесь действительно существовал важный общественный центр в годы его правления.

28 июня 1994 года на Троицком раскопе впервые была найдена булла Ярослава, приписанная ему академиком В. Л. Яниным. Но открытие августа 2025 года оказалось еще более неожиданным: новая печать принадлежит другому, ранее неизвестному типу.

С одной стороны буллы изображен святой Георгий с копьём и щитом, а с другой — княжеский знак в виде трезубца с кружком на вершине среднего зубца. Вокруг угадываются следы греческой надписи, разделённой крестом. Такая композиция близка к оформлению редчайших «Ярославлевых сребреников» — серебряных монет, чеканенных в Новгороде в начале XI века.


«Мы впервые стали свидетелями того, что у усердного насадителя византийской культуры должна была существовать печать византийского образца… Судя по аналогии, на лицевой стороне мог быть святой Георгий, а на обороте — надпись»

Граф И. И. Толстой, нумизмат, 1891 г.


Прогноз Толстого сбылся почти буквально. Разница лишь в том, что вместо длинной молитвы Ярослав поместил на булле свой родовой знак — трезубец, сделав её отражением княжеской власти и одновременно символом преемственности с византийской традицией.

Археологи подчеркивают: печать относится ко времени княжения Ярослава в Новгороде (1010–1019 гг.) и становится одним из древнейших русских артефактов подобного рода. Она подтверждает, что на Ярославовом дворище уже тогда существовал городской центр, а отсутствие культурных слоев объясняется позднейшими срезками грунта.

Находка не только пополнила коллекцию уникальных памятников Древней Руси, но и стала ярким доказательством эффективности спасательных раскопок, которые позволяют шаг за шагом восстанавливать живую историю первых веков Новгорода.

Источник информации и фото: Институт археологии РАН
Фото: Е.В. Гордюшенков

Космические миссии человечества. Новый метод поможет проекту «Зевс».
Гравюра Франса Хейса по рисунку Питера Брейгеля Старшего показана в Пушкинском музее. Новый экспонат представлен в рамках серии «Новые шедевры Пушкинского»