Поиски ритуального огня. Ученые изучают загадочные очаги в церемониальном городе ацтеков

Поиски ритуального огня. Ученые изучают загадочные очаги в церемониальном городе ацтеков

Ла-Кемада, археологический комплекс, расположенный в мексиканском штате Сакатекас, представляет собой руины древнего поселения. В отличие от Теотиуакана и подобных ему, этот город был возведён на склонах, каскадом спускаясь террасами, пирамидами и площадями, связанными между собой дорогами и лестницами.

Своё название "Сожжённый" Ла-Кемада получила от испанских конкистадоров, обнаруживших следы многочисленных пожаров, вероятно, связанных с оставлением города. Истинное название города утеряно, хотя есть предположения, что это мог быть Чикомосток, легендарное место происхождения ацтеков и других народов науа. История Ла-Кемады делится на три периода: возникновение около 400 г. н.э., расцвет приблизительно в 650 г. н.э. и упадок, начавшийся в 850 г. н.э. и завершившийся между 1000 и 1100 годами н.э.

В 1980-х годах археологи обнаружили одиннадцать углублений, достигавших двух метров в диаметре и почти метра в глубину, на площадке возле Вотивной пирамиды, сердца религиозной жизни города. Эти ямы содержали пепел и древесный уголь, но почти не содержали керамических артефактов или инструментов. Это привело к выводу, что ямы не использовались для приготовления пищи, однако их функция оставалась неясной.

Существуют различные гипотезы об их предназначении. Некоторые предполагают, что они использовались в церемониях, связанных с сельскохозяйственным циклом кукурузы или сменой времён года, например, зимним солнцестоянием. Другие полагают, что это были "гигантские факелы" для освещения ночных ритуалов. Третьи даже связывают их с человеческими жертвоприношениями. Расположение ям рядом с главной пирамидой указывает на их ритуальную функцию, но её конкретный характер остаётся неизвестным, как отмечается в исследовании, опубликованном в Journal of Archaeological Science: Reports. Для датировки использования ям был применён метод археомагнетизма, основанный на фиксации магнитного поля Земли в нагретых породах.

Анализ пяти ям (LQ1–LQ5) показал, что LQ1 использовалась в период упадка Ла-Кемады, между 927 и 1100 годами н.э. Ямы LQ4 и LQ5 датируются периодом расцвета, 675-900 годами н.э. Данные по LQ2 неоднозначны, но предполагается, что она могла быть самой древней, относясь к VI-VII векам н.э.

Скважина LQ1 особенно интересна, поскольку ее дата совпадает с обрушением объекта. Возможно, эти ритуалы сохранялись до конца как символическое прощание, говорят исследователи.

Причины упадка Ла-Кемады до сих пор остаются неясными, но полученные данные подтверждают гипотезу о постепенном угасании, возможно, из-за засухи, истощения ресурсов или внутренних конфликтов. Исследователи предполагают, что огонь в ямах мог быть способом сохранения памяти о месте, даже после того, как город был покинут.

Какие ритуалы проводились в Ла-Кемаде? Почему некоторые ямы использовались спустя столетия после запустения города? Учёные надеются получить ответы на эти вопросы, продолжив исследования других ям.

Результаты исследования опубликованы в Journal of Archaeological Science: Reports.

Изображение на обложке: руины Ла-Кемады, слева — Вотивная пирамида. Источник: labrujulaverde.com

Древние терапевтические практики. Обнаружено самое раннее использование психоактивного растения
Церемония награждения. Президент России Владимир Путин вручил государственные награды членам РАН