Новый хищник юрского периода. Ученые нашли крупного теропода в Киргизии.

Международная группа ученых сделала важное открытие на территории Киргизии, обнаружив новый вид динозавра, который получил название Alpkarakush kyrgyzicus. О находке, которая уже привлекла внимание мирового научного сообщества, исследователи рассказали в статье, опубликованной в журнале Zoological Journal of the Linnean Society. Это открытие открывает новую страницу в изучении древней фауны Центральной Азии, впервые демонстрируя присутствие крупных хищных динозавров юрского периода на территории, расположенной между Центральной Европой и Восточной Азией.

Находка была сделана совместными усилиями местных ученых и специалистов из мюнхенского Палеонтологического музея. Останки динозавра были обнаружены на западе Киргизии, неподалеку от города Ташкумыр. Новый вид получил название в честь мифической птицы Алпкаракуш из киргизского эпоса «Манас». Это первый найденный в Киргизии теропод, представитель группы крупных хищных динозавров, характерной для юрского периода.

Впервые останки были обнаружены в 2006 году, а последующие 17 лет раскопок позволили найти фрагменты черепа, позвонков, конечностей и других частей скелета. Палеонтологи установили, что длина динозавра достигала 9 метров, и он отличался крупным костным выступом над глазницами, напоминающим брови, из которых торчали рога. Ученые считают, что новый вид относится к метриакантозаврам, предположительно появившимся в Юго-Восточной Азии и распространившимся на другие континенты через Среднюю Азию и Европу.

«Alpkarakush kyrgyzicus стал первым тероподом, представителем крупной группы вымерших животных, обнаруженным в Киргизии.»

• Исследовательская группа

Помимо останков крупного динозавра, ученым удалось найти кости второго, более молодого и меньшего по размеру экземпляра. Анализ показал, что возраст первого динозавра составлял минимум 17 лет, в то время как второй был значительно моложе. Найденные кости были оцифрованы, и созданы 3D-модели, которые в будущем могут быть выставлены в Национальном историческом музее в Бишкеке.

Это открытие является значимым событием в палеонтологии, особенно в изучении динозавров Центральной Азии. Оно дополняет недавние находки, такие как следы самого маленького динозавра, обнаруженные в Китае, которые показывают, что в юрском периоде существовало огромное разнообразие древних рептилий.