Не только для знати. Исследователи выяснили: и состоятельные, и бедные троянцы пили вино

Не только для знати. Исследователи выяснили: и состоятельные, и бедные троянцы пили вино

Анализ тщательно изготовленной емкости для жидкости, обнаруженной в руинах Трои во время раскопок, организованных Генрихом Шлиманом почти два столетия назад, подтвердил ее использование в качестве сосуда для употребления вина в период ранней бронзовой эпохи (приблизительно 2300-2000 годы до нашей эры). Применение аналогичной методики к остаткам внутри более распространенных сосудов и кубков также выявило следы этого напитка.

Это самое раннее научно подтвержденное употребления вина в Трое, зафиксированное на сегодняшний день. Распространенность его присутствия в различных типах емкостей, найденных вне укреплений города, указывает на то, что вино не являлось исключительно привилегией высших слоев общества раннего бронзового века, как считали ранее исследователи, основываясь на частоте обнаружения винных сосудов в церемониальных и аристократических контекстах.

Ученые из Тюбингенского университета провели исследование остатков внутри depas amphikypellon – цилиндрической чаши с расширенным верхом и двумя изогнутыми ручками. Данная форма была широко распространена в Средиземноморье и Эгейском регионе в период позднего бронзового века. Она встречалась на материковой Греции, Кикладских островах, минойском Крите, в северной Сирии и, прежде всего, в Анатолии. Шлиман обнаружил несколько подобных сосудов во время своих работ в Трое, один из которых впоследствии оказался в коллекции Тюбингенского университета.

При обнаружении depas Шлиман предположил, что это те самые емкости, которые Гомер неоднократно описывал в «Илиаде» (например, "двойная чаша" Гефеста, золотая "двойная чаша", которую Ойней дарит Беллерофонту, "чаша необычайной красоты", подаренная Приаму фракийцами). Однако единственной особенностью этих сосудов является наличие двойных ручек, что характерно и для многих других древнегреческих типов посуды. Таким образом, между depas и «Илиадой» нет реальной связи, и эти емкости значительно старше гомеровской эпохи (1200-800 гг. до н. э.). (Шлиман допускал множество ошибок, включая определение возраста слоев Трои, которые он исследовал).

Следовательно, несмотря на отсутствие какой-либо связи между depas amphikypellon и Троянской войной или связанными с ней мифами, они предоставляют ценную информацию о перемещении торговых товаров, местном производстве керамики, а также о том, что употребляли в пищу и пили люди в период ранней бронзовой эпохи.

Находки Шлимана, включающие стакан depas и два фрагмента, хранятся в коллекции классической археологии Тюбингенского университета. Максим Ражо из Боннского университета взял двухграммовый образец из этих фрагментов. Затем он нагрел эти образцы до 380 градусов Цельсия и проанализировал полученную смесь с использованием газовой хроматографии (ГХ) и газовой масс-спектрометрии (ГХ-МС). Исследование фрагментов сосудов показало наличие пировиноградной и янтарной кислот. А это свидетельство того, что кубки использовались именно для вина.

Эти вещества образуются только в процессе ферментации виноградного сока. Теперь мы можем с уверенностью говорить о том, что в кубках депас содержалось вино, а не просто сок.

  • Максим Ражо, соавтор исследования

Вино являлось самым дорогим напитком в бронзовом веке, а depas – одним из самых изысканных сосудов для его употребления. Чаши depas часто находили в храмовых и дворцовых комплексах, что приводило ученых к выводу о том, что вино потреблялось в особых случаях представителями элитных слоев общества. Однако, возможно ли, что жители Трои из менее привилегированных групп также употребляли вино как обычный напиток?

Мы также провели химический анализ более простых сосудов, обнаруженных во внешних поселениях Трои, то есть за пределами городских стен, и результаты показали наличие следов вина! Это указывает на то, что вино было распространенным напитком даже среди простого населения.

  • Стефан Блюм, специалист Тюбингенского университета

Изображение на обложке: thehistoryblog

Все свое. Общее собрание Сибирского отделения РАН переучло отечественные ресурсы
Точность 70%. The Lancet: внезапную остановку сердца можно предсказать за две недели