Недавнее изучение наскальных изображений в пещере Альтамира, расположенной в Сантильяна-дель-Мар (Кантабрия, Испания), показало, что возраст некоторых из этих произведений может значительно превышать прежние оценки, достигая более 30 000 лет.
Несмотря на то, что пещера была открыта более полутора веков назад, точная датировка находящихся в ней художественных работ остается предметом дискуссий среди специалистов. Сейчас международная группа ученых применила современные методы датирования для уточнения времени их создания.
В рамках исследования, проведенного исследователями из Китая, Испании, Португалии и других стран, основное внимание уделялось анализу небольших карбонатных отложений, образовавшихся на поверхности картин. Эти корки, аналогичные слоям кальцита, которые можно увидеть в некоторых пещерах, формирующих сталактиты и сталагмиты, функционируют как своего рода "капсула времени". Определение возраста этих отложений позволяет установить минимальный возраст картин, которые они покрывают.
Для минимизации ущерба изображениям ученые извлекали небольшие образцы этих отложений с использованием стерилизованных скальпелей. Затем применялся метод "уранового датирования", который измеряет естественный распад химических элементов в образцах для определения их возраста. Этот метод менее разрушителен, чем, например, радиоуглеродный анализ, требующий уничтожения части пигмента.
Результаты анализа образца, взятого рядом с символом в форме гвоздя, показали минимальный возраст в 32 790 лет, что указывает на его создание в ориньякский период – один из самых ранних этапов верхнего палеолита. Другие образцы, взятые из пигментов красных лошадей, показали минимальный возраст 22 600 и 32 020 лет, что позволяет отнести их к граветтскому периоду или даже более раннему времени.

Полученные даты согласуются с результатами предыдущих исследований, однако впервые они были подтверждены в независимой лаборатории, что повышает их достоверность. Кроме того, исследователи скорректировали возможные погрешности, связанные с примесями в образцах, что сделало результаты еще более надежными.
Новые данные подтверждают гипотезу о том, что искусство в пещере Альтамира создавалось не в один момент, а на протяжении тысячелетий. Различные поколения доисторических художников оставили свой след в пещере: от ранних абстрактных символов до знаменитых полихромных изображений животных мадленского периода (около 14 000 лет назад).
Исследователи обнаружили, что реалистичные фигуры, такие как красные лошади, и абстрактные символы существовали в пещере одновременно с самых ранних времен, что опровергает давнюю теорию о том, что изобразительное искусство возникло после символических представлений. Согласно исследованию, оба стиля существовали параллельно с начала верхнего палеолита.
Результаты подтверждают надежность используемого метода и правильность ранее опубликованных дат, что имеет важное значение не только для Альтамиры, но и для других мест с наскальным искусством по всему миру, где применяются аналогичные методы.
Пещера была закрыта для посещения в 2002 году с целью защиты ее рисунков, и в настоящее время доступ к ней разрешен только экспертам, хотя снаружи можно посетить копию пещеры. Результаты работы ученых под названием "Искусство в красном: новые даты для картин в пещере Альтамира, Сантильяна-дель-Мар, Испания" опубликованы в журнале ScienceDirect.
Изображения: labrujulaverde


