Монета Лжедмитрия I в Старой Руссе. Уникальные археологические находки

Археологическая экспедиция Новгородского государственного университета (НовГУ) завершила раскопочный сезон на Пятницком раскопе в Старой Руссе Новгородской области. Среди более чем 800 находок археологи обнаружили редкую монету времен Лжедмитрия I, детскую стрелу и металлическую подвеску в виде левкроты — фантастического животного, описанного в средневековых бестиариях.

Археологическая экспедиция НовГУ провела масштабные раскопки на территории Пятницкого раскопа, охватывающей большую часть крупной городской средневековой усадьбы. Работы проводились в слоях первой половины XII века, однако среди находок были и артефакты более позднего периода, вплоть до XVIII века. Среди самых значимых открытий оказалась редкая монета времен Лжедмитрия I, которую специалисты считают ценным свидетельством Смутного времени.

«Период Смутного времени неплохо изучен по письменным источникам, но археологических свидетельств не так много. Можно сказать, что мы еще только начинаем открывать для себя эту археологическую эпоху».

• Сергей Торопов, директор Центра археологических исследований НовГУ

На Пятницком раскопе также было найдено множество предметов из дерева, среди которых особый интерес вызывает детская стрела для лука. Она полностью повторяет элементы большой стрелы, включая оперение, и отличается лишь размерами и материалом наконечника — у детской стрелы он сделан из дерева, но, тем не менее, такая стрела могла нанести рану.

«Левкрота из средневековых бестиариев — это существо, обитавшее в Индии. Оно имело оленьи ноги, львиную грудь, лошадиную голову и костяную пластину вместо зубов».

• Сергей Торопов

Еще одной интересной находкой стала металлическая подвеска в виде левкроты — мифологического животного, часто описываемого в средневековых бестиариях. Обычно подобные подвески находят в более южных регионах, и в археологической литературе их называют «коньками смоленского типа».

Кроме того, на раскопе были обнаружены многочисленные костяные артефакты, среди которых лощила — инструменты для полировки, и фрагменты резной костяной ложки. Последняя, по мнению ученых, могла быть привезена в Старую Руссу из Скандинавии или изготовлена на месте иностранным мастером, что указывает на культурные связи региона в средневековый период.

Этот сезон раскопок стал важным шагом в исследовании археологического наследия Старой Руссы и предоставил ученым множество ценных данных для дальнейших исследований.