Лоси и волки. Новое исследование: как и почему трансформировались древние изображения на скалах

Лоси и волки. Новое исследование: как и почему трансформировались древние изображения на скалах

Новое исследование посвящено доисторической наскальной живописи Монгольского Алтая. Исследователь Эстер Якобсон-Тепфер проследила эволюцию образов лосей, высеченных на скалах, и проанализировала возможные факторы, обусловившие трансформацию, в результате которой реалистичные изображения лосей постепенно превратились в стилизованные фигуры, отдаленно напоминающие волков.

Лоси занимают второе место по величине среди представителей семейства оленевых, уступая лишь лосям. Самцы отличаются наличием крупных рогов, которые они ежегодно сбрасывают. Эти животные нуждаются как в травянистой, так и в древесной растительности, поэтому предпочитают обитать в лесах или на опушках.

Самые ранние изображения лосей, обнаруженные на скалах, датируются поздним палеолитом (около 12 000 лет назад). Хотя, вероятно, существовали и нарисованные изображения, доктор Джейкобсон-Тепфер отмечает, что они встречаются редко и плохо сохранились в условиях горного Алтая.

Единственное известное место с сохранившимися нарисованными изображениями находится в пещере Хойт-Ценгир, расположенной в аймаке Ховд. Из-за климатических условий и времени, прошедшего с бронзового и раннего железного веков, пиктограммы не могли сохраниться под открытым небом в горах Алтая.

Эволюция изображений: изначально изображения лосей отличались реалистичностью и натурализмом, часто изображались самцы и самки, иногда с детенышами. Их также изображали вместе с другими животными, такими как мамонты, шерстистые носороги и страусы.

Искусство характеризовалось статичными позами, изображениями в профиль, с упрощенными ногами, что подчеркивало реалистичность.

Со временем лоси стали изображаться в более динамичных позах, хотя и сохраняли реалистичность. Всё чаще лоси стали включаться в сцены охоты или изображаться вместе с охотниками.

К позднему бронзовому веку реализм в изображениях лосей начал исчезать, уступая место стилизованным образам с вытянутыми телами и преувеличенными рогами. Эта тенденция усиливалась, пока лоси не превратились в сильно стилизованные фигуры с клювовидными мордами и телами, напоминающими волчьи.

По мнению доктора Джейкобсон-Тепфер, эти изменения совпали с изменениями в окружающей среде, которые, в свою очередь, повлияли на социально-политические структуры.

В позднем и среднем голоцене климат в Евразийской степи становился холоднее и суше, что привело к сокращению лесов. Лоси были вынуждены перемещаться на запад и северо-запад вслед за отступающими лесами.

Охотники поднимались выше в горы в поисках дичи, а пастухи перегоняли стада на новые пастбища. Это отражено в искусстве, изображающем семьи, путешествующие со своими животными. Места с наскальными изображениями стали появляться на больших высотах.

Люди адаптировались к меняющейся среде, переходя к полукочевому скотоводству. Это подтверждается увеличением числа и распространением кладбищ, особенно в Русском Алтае и монгольских долинах. Постепенно лошади стали использоваться в кочевой жизни, сначала как вьючные животные, а затем и для верховой езды.

Увеличение мобильности привело к дистанцированию людей от природы и повышению значимости всадников, которых часто украшали стилизованными мотивами животных, что отражало растущее внимание к личной и групповой идентичности, возможно, связанное с формированием социальных иерархий.

Лоси перестали быть отражением мира природы, каким его видели ранние охотники-собиратели, и стали символами ранга, клана и определенных идей. К тюркскому периоду изображения лосей полностью исчезли.

Результаты работы опубликованы в Cambridge Archaeological Journal.

Изображение: стилизованный лось. Источник: phis.org.

Восставая из пепла. Зола от сжигания осадка сточных вод может стать материалом для рекультивации земель
Тайна затопленного города. Ученые выясняют причины гибели древнего поселения X-XIII веков