Колосс Родосский — исполинская статуя, посвященная древнегреческому богу Гелиосу, олицетворявшему Солнце. Это одно из семи чудес древнего мира. Многие его тайны так и не были раскрыты и обросли мифами. Гигант, возвышающийся над гаванью греческого острова Родос, будоражил умы всех, кому посчастливилось увидеть его воочию. Даже сегодня мы были бы впечатлены величием Колосса. Самый большой памятник Владимиру Ленину в Волгограде превосходит античный шедевр всего на несколько метров, если считать высоту обеих статуй вместе с постаментами. В этой статье мы вспомним историю создания и падения Колосса Родосского, а также постараемся разобраться в дальнейшей судьбе уцелевших фрагментов статуи.
История создания Колосса Родосского
Средиземноморский остров Родос имел особое значение в античной истории. В лирической оде поэта Пиндара сказано, что он был рожден в союзе бога Гелиоса и нимфы Роды: вырос из моря и расцвел, будто цветок. Однако помимо возвышенного мифологического образа остров этот имел и вполне практическое значение: с него было удобно контролировать восточный вход в Эгейское море. Кроме того, именно в районе Родоса пересекались различные морские торговые пути, что обеспечивало процветание местным жителям. В течение V и IV веков до нашей эры за остров ожесточенно боролись Афины, Персия и Кария (древнее государство в Малой Азии), но в итоге Родос стал частью империи Александра Македонского.
После смерти Александра Великого его империя распалась, и контроль над островом ослаб. Фактически он стал независимым государством — крупным торговым и культурным центром. Родос заключил союз с египетским царством и династией Птолемеев, что позволило ему почти полностью взять под свой контроль морскую торговлю в регионе. Естественно, что такое положение дел не устраивало нового македонского правителя Антигона I. В 305 году до нашей эры он поручил своему сыну Деметрию Полиоркету взять Родос в осаду.

Деметрий был талантливым военным стратегом и инженером, а потому подошел к осаде со всей основательностью. К острову был отправлен боевой флот численностью в 200 основных и 150 вспомогательных судов. Также македонцы заручились поддержкой нескольких пиратских флотилий. Высадившись на остров, Деметрий построил гелеополиду (от древнегреческого «гелеполис» («ἑλέπολις»), что переводится как «захватчик городов») — передвижную 40-метровую осадную башню, оснащенную катапультами и таранами.
Несмотря на колоссальный численный перевес войска македонцев (40 000 против 7 000 человек), блокаду и постоянны штурмы, родосцы продержались целый год. Не достигнув желаемого результата, Деметрий под давлением греческих полисов, которые называли осаду «пиратским вторжением», был вынужден заключить мирное соглашение и отступить. От продажи брошенного снаряжения Родосу удалось получить серьезные деньги, а металлическая обшивка увязшей в грязи гелеополиды была переплавлена. Вырученные средства и строительные материалы решили использовать для постройки статуи Гелиоса — бога-покровителя Родоса.

Процесс строительства Колосса
Работу над статуей поручили скульптору и архитектору Харесу из Линды — небольшого поселения на острове Родос. На тот момент сам Харес еще не был широко известен, однако его учитель Лисипп уже вошел в историю как новатор, создающий скульптуры с расчетом не только на фронтальный, но и на круговой обзор. Родосцы поставили Харесу обязательное условие: статуя должна в 10 раз превышать человеческий рост при сохранении реальных пропорций. Позднее требование к высоте было увеличено в два раза, при этом пропорционально был увеличен и гонорар создателя.
Процесс возведения статуи известен лишь приблизительно — его описание основано на обобщении трудов античных и византийских историков. Харес приступил к работе в 292 году до нашей эры. Сначала в гавани был возведен 15-метровый мраморный постамент, служивший фундаментом. Строительство осуществлялось прямо на постаменте, так как собрать статую по частям было невозможно, учитывая уровень развития технологий той эпохи. Для доступа к верхним частям использовались земляные насыпи.

Для придания устойчивости скульптору пришлось немного отступить от условий задания и сделать ступни Гелиоса непропорционально большими. Каркасом статуи служила смесь из камня из глины, внутри которой находились железные штыри. По мере строительства каркас обшивался бронзовыми листами с загнутыми краями. После 12 лет строительства итоговая высота статуи составляла от 32 до 36 метров, что с учетом постамента давало невероятный суммарный показатель около 50 метров. Статую Гелиоса начали называть словом «колоссос» («κολοσσός»), что в переводе с древнегреческого означает «огромная статуя» (прим.ред.: от того же корня происходит и эпитет «колоссальный»).
История Колосса с 280 по 226 гг. до н.э.
Колосс Родосский простоял 54 года, с 280 по 226 г.г. до нашей эры. На протяжении всего этого времени он сохранял свой двойственный статус как культового религиозного объекта, так и туристического чуда. Тысячи паломников и путешественников стремились попасть на Родос, чтобы поклониться исполинскому Гелиосу и лично увидеть эту невероятных размеров скульптуру. В древнегреческой поэтической антологии есть строки, отражающие восприятие Колосса современниками. В них сказано, что родосцам удалось усмирить волны, создать статую, достигающую Олимпа, и зажечь факел свободы над Эгейским морем. Важно отметить, что в исторических трудах до Средневековой эпохи никаких упоминаний о факеле в руке Гелиоса не встречается.

Гибель Колосса: события 226 г. до н.э.
В 226 году до нашей эры на Родосе произошло страшное землетрясение, разрушившее гавани и множество зданий. Не удалось устоять и Колоссу — статуя надломилась в области коленных стыков и упала на берег. Жители города незамедлительно начали собирать средства на восстановление, однако от жрицы Дельфийского оракула пришло пророчество, согласно которому перемещение статуи разгневает Гелиоса и навлечет на остров несчастья. Фараон Птолемей III был готов полностью покрыть расходы на восстановление Колосса, однако и его предложение было отклонено.
Судьба остатков статуи: уничтожение и утрата
Дальнейшая судьба остатков статуи точно неизвестна, но считается, что Колосс пролежал на земле около 800 лет, прежде чем его разобрали арабские завоеватели. Античный историк и географ Страбон в I веке до нашей эры писал, что даже остатки разрушенной статуи производили столь сильное впечатление, что на них приезжали посмотреть из разных земель. Заметки римского историка и ученого Плиния Старшего помогли установить высоту Колосса. Он также восхищался масштабами скульптуры, упоминая о том, что немногим удавалось обхватить двумя руками большой палец статуи.
В конце IV века нашей эры остров Родос стал частью Византии, а государственной религией было принято христианство. Некоторые историки сомневаются в том, что новые власти стали бы оберегать языческую статую, облицованную бронзовыми пластинами. Однако общепринятой считается версия из «Хронографии» византийского монаха Феофана Исповедника, согласно которой окончательно погубили Колосса завоеватели. В VII веке воины арабского полководца Муавии I разграбили Родос и забрали остатки статуи в качестве добычи. Чтобы перевезти переплавленную бронзу на корабль, понадобилось 900 верблюдов. Впоследствии эти материалы были проданы купцу из Эдессы, и история Колосса Родосского завершилась.

Современные исследования и гипотезы о расположении Колосса
Как ни странно, ни один из писателей античности не рассказал о том, где именно стояла статуя Гелиоса. На классических изображениях Колосс Родосский стоит сразу на двух постаментах, широко расставив ноги над входом в гавань, однако эта версия оспаривается. Историки указывают на отсутствие письменных свидетельств такого ее расположения, а инженеры подчеркивают, что даже при использовании одного постамента обеспечить скульптуре устойчивость представлялось очень сложной задачей. Кроме того, подводные исследования гаваней Родоса не выявили каких-либо следов фундамента, поэтому вполне возможно, что Колосс стоял не над водой.

Где же в действительности он мог располагаться? Вот некоторые из версий.
- В акрополе Родоса. На вершине холма Монте-Смит стоят руины древней цитадели и храма. Традиционно считается, что он был посвящен Аполлону, но есть предположение, что его построили в честь Гелиоса. Остатки каменного фундамента, сохранившиеся до наших дней, могли служить опорой для гигантской статуи. Также на холме было бы гораздо проще возводить земляные насыпи.
- В храмовом комплексе рядом с гаванью Мандраки. Сегодня здесь стоит форт Святого Николая, построенный в XV веке. В его конструкцию включен некий более ранний фрагмент — круг из мраморных блоков, вырезанных слишком уж искусно для военных целей крепости. Возможно, постамент Колосса был круглым и располагался на суше возле гавани.

- Нигде. Это менее популярная гипотеза, однако некоторые историки считают, что Колосс — это миф и статуя имела исключительно символическое воплощение. Рассказы и письменные свидетельства о гигантской скульптуре не что иное, как легенда, которая отражала мощь флота Родоса и стойкость жителей острова. Сторонники гипотезы указывают на отсутствие археологических свидетельств существования статуи и противоречивые данные ее о внешнем виде.
Возрождение Колосса: современные проекты и идеи
В 1999 году большой поклонник древнегреческой культуры инноватор Джордж Барбутис стал автором проекта «Миллениум». Он предложил использовать современные технологии, чтобы создать статую Гелиоса высотой около 150 метров. По его замыслу она могла бы стать достопримечательностью мирового уровня, чудом света нового мира и вечным символом острова Родос, связывающим разные эпохи. Проект испытывает трудности с финансированием (необходимо собрать более €250 млн), однако он до сих пор не закрыт и, возможно, будет реализован в будущем.
Еще один интересный проект в 2008 году представил немецкий художник Герт Хоф. Он также предложил создать статую высотой 150 метров, но дополнить ее динамическими световыми инсталляциями. После заката зрители смогли бы любоваться красочными шоу с историями из древнегреческих мифов. Помимо проблем с финансами, проект столкнулся с масштабным культурным сопротивлением. Жители острова считали, что высокотехнологичное сооружение станет проявлением неуважения к историческому наследию. В 2012 году Герт Хоф скончался, и спустя три года проект был закрыт.

Интересные факты и легенды о Колоссе Родосском
- Плиний Старший писал, что Харесу предложили гонорар 300 талантов (почти 8 тонн) серебра за создание Колосса. Это вызывает сомнения, так как за один талант можно было купить престижный дом в Афинах. Чтобы получить хотя бы один талант, обычному греческому жителю пришлось бы ежедневно работать в течение 16 – 17 лет.
- Харес согласился увеличить высоту Колосса в два раза, однако он не учел, что расход материалов увеличивался при этом в восемь раз. Скульптору пришлось влезть в огромные долги, на протяжении всего строительства он постоянно сталкивался с дефицитом ресурсов. После окончания работы Харес был морально истощен. Не выдержав давления кредиторов, он якобы решил свести счеты с жизнью.
- Выражение «Колосс на глиняных ногах» часто связывают со статуей Гелиоса, которая как раз надломилась в коленях, однако на самом деле это фраза из Ветхого Завета. В Книге пророка Даниила описывается сон царя Навуходоносора, в котором огромный страшный истукан падает от удара в ноги. Эта история символизирует закат Нововавилонского царства.
Колосс Родосский в вопросах и ответах
Что такое Колосс Родосский?
Колос Родосский — это гигантская статуя бога Солнца Гелиоса, одно из Семи чудес света.
Был ли на самом деле Колосс Родосский?
Есть гипотеза о том, что Колосс Родосский — это просто популярный миф. Но согласно научному консенсусу он все же существовал в реальности.
Кто построил Колосса Родосского?
Статую Колосса Родосского построил древнегреческий скульптор Харес, ученик Лисиппа.
Из чего был сделан Колосс Родосский?
Внутренняя часть Колосса была выполнена из глины, камней и железа, а внешняя — из бронзы.
Где находился Колосс Родосский?
Колосс Родосский находился на острове Родос в Древней Греции. Более точное местоположение статуи до сих пор неизвестно.
Историческая значимость Колосса Родосского

Колосс стал символом невероятных человеческих возможностей и одновременно с этим отразил хрупкость и мимолетность бытия. На протяжении более 2 000 лет это великолепное творение занимало и продолжает занимать умы деятелей искусства. Образ Колосса в своих творениях возрождали Уильям Шекспир, Франсиско Гойя, Герберт Мэрион и Сальвадор Дали. Скульптор Фредерик Бартольди, создавший статую Свободы, также вдохновлялся родосским чудом, а для сбора средств на строительство постамента поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс». И хотя Колосс простоял совсем недолго, историческая память о нем живет до сих пор.
Иван Стефанов
Изображение на обложке: Pinterest