История, начавшаяся почти полтора века назад. При изучении уникального артефакта сделано важное открытие

История, начавшаяся почти полтора века назад. При изучении уникального артефакта сделано важное открытие

Недавнее исследование, проведенное доктором Линдой Бутуай, представило первоначальные доказательства применения техники литья по выплавляемым моделям при изготовлении серебряных изделий в эпоху бронзы на Иберийском полуострове, а теперь и в Западной Европе. Работа исследователя посвящена уникальному серебряному браслету, обнаруженному в 1884 году при исследовании культуры Эль-Аргар (2200–1550 гг. до н.э.).

Культура Эль-Аргар, процветавшая в юго-восточной Испании в период с 2200 по 1550 годы до нашей эры, знаменита своими богатыми погребальными находками, в частности, значительным количеством серебряных украшений. Это выделяет ее среди других культур бронзового века, которые не использовали серебро в таких масштабах.

Большая часть артефактов была найдена братьями Анри и Луи Сире в период с 1884 по 1889 год. Впоследствии, основная часть коллекции Сире была приобретена Л. Кавенсом и передана в дар Королевским музеям искусства и истории (MRAH) в Брюсселе в 1899 году, где она и хранится по сей день.

Среди множества обнаруженных предметов, большую часть которых нашли на месте раскопок Эль-Аргар, особое место занимает серебряный браслет.

Браслет из могилы 292 был обнаружен 23 мая 1884 года (почти 150 лет назад) Анри и Луи Сире при участии Педро Флореса. В записях, сделанных братьями Сире в 1890 году, отмечается, что серебряный браслет «отличается совершенно необычной, уникальной формой, не похожей ни на что, найденное в могиле № 292. Это сплошная серебряная полоса с параллельными продольными бороздками по внешнему контуру, словно изображающими отдельные спирали».

Современное изучение этого артефакта показало, что он был изготовлен с использованием сложной металлургической техники – литья по выплавляемым моделям. Суть этого метода заключается в создании модели из воска, которую затем покрывают слоями глины, точно повторяющей все детали. После затвердевания форма обжигается, воск плавится и вытекает, оставляя в глиняной форме пустоту. В это пространство заливается расплавленный металл. После остывания глиняная форма разбивается, открывая готовое металлическое изделие.

Исследование опубликовано в «Оксфордском журнале археологии».

Изображение: подробный анализ поверхности серебряного браслета из захоронения выявил продольные бороздки, дефекты, возникшие в процессе литья, следы сглаживания и сохранившийся отпечаток пальца. Источник: Boutoille 2025

Кто напугал древних рептилий? Найдены странные следы, свидетельствующие о паническом бегстве
Математика против рака: формулы и расчеты помогают найти уязвимость остеосаркомы