Недавнее исследование, проведенное доктором Линдой Бутуай, представило первоначальные доказательства применения техники литья по выплавляемым моделям при изготовлении серебряных изделий в эпоху бронзы на Иберийском полуострове, а теперь и в Западной Европе. Работа исследователя посвящена уникальному серебряному браслету, обнаруженному в 1884 году при исследовании культуры Эль-Аргар (2200–1550 гг. до н.э.).
Культура Эль-Аргар, процветавшая в юго-восточной Испании в период с 2200 по 1550 годы до нашей эры, знаменита своими богатыми погребальными находками, в частности, значительным количеством серебряных украшений. Это выделяет ее среди других культур бронзового века, которые не использовали серебро в таких масштабах.
Большая часть артефактов была найдена братьями Анри и Луи Сире в период с 1884 по 1889 год. Впоследствии, основная часть коллекции Сире была приобретена Л. Кавенсом и передана в дар Королевским музеям искусства и истории (MRAH) в Брюсселе в 1899 году, где она и хранится по сей день.
Среди множества обнаруженных предметов, большую часть которых нашли на месте раскопок Эль-Аргар, особое место занимает серебряный браслет.
Браслет из могилы 292 был обнаружен 23 мая 1884 года (почти 150 лет назад) Анри и Луи Сире при участии Педро Флореса. В записях, сделанных братьями Сире в 1890 году, отмечается, что серебряный браслет «отличается совершенно необычной, уникальной формой, не похожей ни на что, найденное в могиле № 292. Это сплошная серебряная полоса с параллельными продольными бороздками по внешнему контуру, словно изображающими отдельные спирали».
Современное изучение этого артефакта показало, что он был изготовлен с использованием сложной металлургической техники – литья по выплавляемым моделям. Суть этого метода заключается в создании модели из воска, которую затем покрывают слоями глины, точно повторяющей все детали. После затвердевания форма обжигается, воск плавится и вытекает, оставляя в глиняной форме пустоту. В это пространство заливается расплавленный металл. После остывания глиняная форма разбивается, открывая готовое металлическое изделие.
Исследование опубликовано в «Оксфордском журнале археологии».
Изображение: подробный анализ поверхности серебряного браслета из захоронения выявил продольные бороздки, дефекты, возникшие в процессе литья, следы сглаживания и сохранившийся отпечаток пальца. Источник: Boutoille 2025


