Экспедиция к петроглифам Пегтымеля. Археологи исследуют древние наскальные рисунки

В августе 2024 года сотрудники Института археологии РАН отправятся в экспедицию к наскальным изображениям на реке Пегтымель, которые являются самыми северными петроглифами Азии.

Экспедиция стала возможной благодаря гранту Русского географического общества и поддержке правительства Чукотского автономного округа, а также Чукотской горно-геологической компании. Петроглифы, оставленные древними людьми на северо-западе Чукотского полуострова, были впервые открыты геологом Николаем Саморуковым в 1965 году. Два года спустя археологи во главе с Николаем Диковым начали их изучение. В ходе экспедиций 1967–1968 годов было описано 103 композиции на скалах правого берега реки Пегтымель.

Лагерь экспедиции на реке Пегтымель

С тех пор количество известных петроглифов увеличилось почти в три раза, особенно благодаря открытиям, сделанным в 1990–2000-х годах. Однако, начиная с 2008 года, памятник долгое время не посещался учеными. Только в 2021 году Институт археологии РАН возобновил исследования и фиксацию этого уникального комплекса, созданного древними охотниками.

С 7 августа 2024 года команда планирует начать работу на основном участке памятника, известном как Кээйнекуульский обрыв. Если позволят погодные условия, археологи также планируют посетить отдаленные скалы с петроглифами, которые Николай Диков обнаружил в 1968 году в нижнем течении реки. Основные задачи экспедиции включают оценку состояния памятника, выявление разрушений и продолжение документирования петроглифов с использованием современных методологий, таких как фотограмметрия и спутниковая геодезия.