Последние раскопки в Золотом доме, пышном дворце, воздвигнутом Нероном в сердце древнего Рима, продолжают открывать новые аспекты о его архитектуре и инновационных методах декорирования. Среди самых завораживающих находок — пара сосудов, применявшаяся при создании дворца для изготовления известкового раствора и хранения красок.
Эти емкости хранили разнообразные пигменты, исследование которых дает ценную информацию о декорировании императорской обители. В частности, в них был обнаружен внушительный кусок египетского синего цвета — пигмента, славного своей насыщенностью и популярности во многие исторические эпохи.
В ходе недавних археологических работ были выявлены следы мастерских, где мастера могли готовить материалы для росписи стен дворца. Эти рабочие помещения были необходимы для создания различных красок, а остатки в сосудах позволяют лучше понять применяемые техники и методы.
С помощью микроскопического и спектрального анализа удалось определить состав пигментов из этих банок. Среди них — желтая охра, реальгар (красный краситель) и красная глина, но самым значимым открытием стал кусок египетского синего. Этот образец размером в 15 сантиметров и весом в 2,4 кг является редкостью для археологических находок подобного рода.
Египетский синий, известный также как "фритта", — это искусственно созданный пигмент, не встречающийся в природе. Его производство включало обжиг смеси кремнезема, мела, медных минералов и карбоната натрия до высоких температур.
Этот сложный процесс был впервые описан римским архитектором Витрувием в его труде "О архитектуре" (книга VII, глава 11). Египетский синий использовался еще в древности — сначала в Египте и Месопотамии третьего тысячелетия до н.э., а затем распространился по всему Средиземноморью, став ключевым элементом римского искусства.
Пигмент ценился за способность создавать яркие оттенки даже на мелких деталях фресок. Его универсальность делала его незаменимым инструментом для художников, которые использовали его для создания тонких переходов в тонах кожи и добавления объема тканям. Египетский синий также применялся для подчеркивания глаз на портретах, придавая им блеск. Со временем он стал визитной карточкой изысканного римского искусства благодаря богатым визуальным эффектам.
Особенно впечатляет размер и вес куска египетского синего пигмента, найденного в Золотом доме Нерона. Обычно он обнаруживается в виде порошка или мелких шариков, как это было в Помпеях.
Большой размер находки свидетельствует о высокой квалификации ремесленников, работавших над украшениями дворца. Это подчеркивает великолепие и роскошь, которыми мог восхищаться Золотой дом Нерона в его время, а также мастерство и изысканность труда тех, кто принимал участие в его создании.
Фото: Тhe Нistory Вlog