Древнейшая печать Туркмении. Уникальная находка археологов в Каракумах

Российские и туркменские археологи сделали уникальное открытие на древнем городище Гонур-Депе. Они обнаружили печать с изображением месяца и трех звезд, что может оказаться древнейшим изображением астрономического объекта в Туркмении. Это открытие подтверждает глубокие астрономические знания древних цивилизаций.

Гонур-Депе, расположенное в пустыне Каракумы, на протяжении более 50 лет остается важным объектом археологических исследований. Этот древний город процветал в бронзовом веке, в районе дельты реки Мургаб, на территории древней страны Маргианы. Среди многочисленных находок археологи недавно обнаружили печать, на которой изображены три звезды в определенном порядке. Ученые предполагают, что это может быть древнее созвездие, подобное туркменскому созвездию "Уч йылдыз" ("Три звезды").

"Мы предположили, что это астрономический объект... если это так, то это древнейшая печать с изображением звезд, найденная в Туркмении."

• Надежда Дубова, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН

Кроме этой находки, в 2024 году на Гонур-Депе были обнаружены череп животного, предположительно лошади, и доказательства производства гипса. Эти артефакты дополняют обширную коллекцию материалов, собранных за десятилетия раскопок. Археологи продолжают работать над каталогизацией всех находок Маргианской экспедиции, насчитывающих десятки тысяч экземпляров.

История этих исследований тесно связана с именем Виктора Сарианиди, который в конце 20 века открыл Бактрийско-Маргианскую археологическую культуру. Эта цивилизация существовала в бронзовом веке в Средней Азии, и артефакты, подобные найденным на Гонур-Депе, обнаружены на обширных территориях от Оманского залива до Индии.

Источник: ТАСС