В районе прибрежной деревушки Рантум, что на острове Зюльт в северной части Германии, обнаружили фрагменты древнего деревянного судна после буйства шторма "Берн". Любители пляжного отдыха стали свидетелями появления обломков на берегу и сообщили о своем открытии местному историческому исследователю Гюнтеру Шрёдеру, который уведомил Археологическое управление Шлезвиг-Гольштейна.
Такие события не являются редкостью вдоль побережья Северного моря. Сильные ветры с запада и древние торговые пути привели к тому, что множество судов терпели крушение или садились на мель у берегов в течение веков. В 2016 году в Хёрнум Одде было найдено затонувшее судно, а позже в Зюдерогсанде обнаружили еще. Известны также останки корабля "Ульпиано", потерпевшего крушение в 1817 году. Эти находки напоминают о трудностях мореплавания и трагических событиях, разыгравшихся у берегов Северной Фризии. Сегодня эти затонувшие суда представляют ценность для археологов и требуют тщательного изучения.
Исследовательская группа Археологического управления прибыла на остров 20 января для документирования новых останков. Однако море оказалось капризным: уже через два дня обломки были скрыты под песком, и последующие поиски не дали результатов. Из-за приливов необходимо дождаться благоприятного периода для работы. Таким образом, описание места происшествия и сбор образцов дерева пока отложены. Но благодаря медным крепежам на снимках конструкции судна можно предположить, что это был парусник 19-20 веков.
История кораблекрушений в Ваттовом море Северной Фризии хорошо задокументирована. С XVII века по начало XX века зафиксированы сотни случаев посадки на мель с подробными описаниями происшествий у берегов Япсанда, Нордероогсанда и Зюдероогсанда. В эпоху парусного флота ветры Северного моря были смертельной угрозой для судов. Без естественных гаваней капитаны часто вынуждены были бросать якорь в открытом море, что редко помогало. Исключением был Кёнигсхафен на Зюльте, но даже там не все аварии удавалось предотвратить: в 1752 году голландский торговый корабль "AMSTELLAND" сел на мель недалеко от якобы безопасной бухты. Трагедия оставила след, и мыс до сих пор носит имя "Ostindienfahrerhuk".
Сложная прибрежная география заставляла торговые суда обходить этот район, что часто не удавалось, особенно во время штормов с запада. Пески Северной Фризии стали ловушкой для многих судов, и посадки на мель были настолько частыми, что сформировали целую отрасль экономики. Спасение обломков и людей стало частью жизни местных жителей.
Изображение на обложке: tagesschau.de