Церемония вызывания дождя. Что узнали археологи, изучив крошечные керамические осколки?

Церемония вызывания дождя. Что узнали археологи, изучив крошечные керамические осколки?

Крошечный осколок керамики, обнаруженный при археологических изысканиях вблизи Акрополя, представляет собой уникальную картину, дающую основания предполагать наличие обряда вызывания дождя, что позволяет по-новому взглянуть на религиозные представления и художественные образы греческого бронзового века.

Этот фрагмент сосуда для питья, занимающий всего 8% от первоначального объёма, найденный к югу от современного города Афины, стал важным свидетельством для понимания микенской духовности. Этот фрагмент чаши или же кубка, датированный XIV веком до нашей эры, несёт на себе следы росписи, которая, по мнению последних исследований, может изображать обряд вызывания дождя – мотив, ранее не встречавшийся в искусстве этой цивилизации.

Исследование, опубликованное в научном журнале Opuscula Шведского института в Афинах и Риме археологом Элеттерией Кардамаки из Гейдельбергского университета, целиком посвящено этой находке, сделанной в микенском поселении Контопигадо, расположенном всего в 5 километрах от Акрополя.

Фрагмент, обнаруженный в ходе раскопок 1986–2000 годов в строении, известном как Комплекс II, по размеру лишь немногим больше монеты. Он был найден в слое красноватой почвы, покрывавшей пол помещения, что говорит о том, что он находился не на своём первоначальном месте, а, скорее всего, вблизи него.

Он принадлежит к полусферическому кубку (чаше на подставке), весьма распространённому сосуду для вина в позднемикенский период (LH IIIA2). Его особенностью является наличие фигуративной росписи – редкой детали за пределами крупных дворцовых центров, наподобие Арголиды. В Контопигадо этот фрагмент - один из немногих примеров местной расписной керамики.

Сохранившаяся сцена минимальна, но различимые элементы позволили исследователям сделать предварительную интерпретацию. Наиболее отчётливо видно изображение кувшина с длинным носиком, или ритона , сосуда с носиком для переливания, который в минойском и микенском мире ассоциировался с ритуалами возлияния, то есть выливания жидкостей в качестве подношения богам.

Самая интригующая деталь находится над этим кувшином. Автор исследования выделяет два элемента росписи, которые сложнее поддаются объяснению. Справа, от декоративной полосы по краю сосуда, свисает овальный или круглый мотив. Внутри него располагается несколько небольших арок, заполненных точками и диагональными линиями. Слева от этого мотива, точно между венчиком и горлышком кувшина, находится группа точек и линий, расположенных в четыре ряда.

Изображение: labrujulaverde.com

Организм изнашивается. Названы неочевидные причины быстрого старения организма
На Луне нашли гематит. А это значит, что далекое прошлое спутника нашей планеты было бурным