Многоцветное объемное изображение. Обнаружена удивительная монументальная фреска возрастом 4000 лет

Многоцветное объемное изображение. Обнаружена удивительная монументальная фреска возрастом 4000 лет

В ходе раскопок в Уака-Иоланда, расположенном на северном побережье Перу, команда археологов обнаружила многоцветное, объемное настенное изображение, возраст которого, по оценкам, составляет около 4000 лет. На фреске изображена монументальная птица.

Недавно открытая стена, скрытая внутри древнего храма, тянется примерно на шесть метров в длину и достигает в высоту около трех метров. На ее вырезанной поверхности запечатлен мощный хищник с широко раскрытыми крыльями, обрамленный острыми ромбовидными фигурами, соединяющими края стены.

Эта находка в перуанской долине Тангуче заставляет ученых пересмотреть существующие представления об организации религиозной жизни и власти в ранних цивилизациях Америки. Расположенная во внутреннем дворе храма, фреска находилась непосредственно на пути людей, посещавших это место.

Глиняные и каменные элементы формируют высокий рельеф, скульптуру, выступающую над плоским фоном, создавая игру света и тени на перьях, рыбах и звездах.

Исследование возглавляет Ана Сесилия Маурисио, археолог из Папского католического университета Перу (PUCP), чья работа сосредоточена на изучении древних прибрежных храмов и развитии социальных иерархий в северных долинах Перу.

Южная часть стены украшена расправленными крыльями птицы над геометрическими полосами и ромбовидным орнаментом, объединяющим обе стороны. На северной стороне изображены растения, антропоморфные фигуры и морские обитатели, выполненные в синих, желтых, красных и черных тонах.

Археологи датируют Уаку-Иоланда и найденную фреску формативным периодом — временем, когда в Перу начали появляться первые крупные церемониальные центры. Этот период, охватывающий 2000–1000 годы до нашей эры, знаменует собой переход от небольших поселений к региональным центрам ритуалов и власти.

В то время вдоль побережья и в горах Перу возводились массивные каменные платформы, углубленные площади и лестницы, предназначенные для проведения коллективных обрядов. Уака-Иоланда является частью этой волны новаторства, но отражает прибрежный стиль, в котором преобладают мотивы моря, неба и плодородных земель, а не хищники джунглей.

По мере роста сельскохозяйственного производства и расширения ирригационных систем, отдельные общины преобразовались в сложные общества с выраженными лидерами и специализированными ремеслами. Монументальное искусство, такое как фреска с изображением птицы в Уаке-Иоланда, свидетельствует о том, что контроль над ритуалами и символами, объединявшими эти общины, находился в руках определенных лиц.

Изображение: earth.com

Колыбель саблезубой кошки: сибирские гомотерии скрывали потомство в лиственничных лесах
Ученые РАН: вещества, выделенные из морского огурца, способны бороться с раком молочной железы