Воссоздавая полководца. Как в реальности выглядел Суворов

Воссоздавая полководца. Как в реальности выглядел Суворов

Мы знаем из школьных учебников, как выглядели неандертальцы и кроманьонцы, князь Ярослав Мудрый и царь Иван Грозный благодаря работам Михаила Герасимова, выдающегося советского антрополога, археолога и скульптора. Основанная им лаборатория антропологической реконструкции Центра физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН носит теперь его имя, и в этом году ей исполняется 75 лет. Как изменились сегодня методы работы, какие результаты представляют особый интерес? На вопросы «Поиска» отвечает руководитель лаборатории доктор исторических наук Елизавета ВЕСЕЛОВСКАЯ.

– Наш учитель Михаил Михайлович Герасимов разработал довольно сложную методику восстановления лица на основе черепа, которая изложена в его знаменитых трудах и признана во всем мире, - говорит Елизавета Валентиновна. - В то время сведения о толщине лицевых покровов получали на анатомическом материале, то есть измеряли на трупах. Потом появились методы, позволяющие изучать закономерности строения лица на современном населении. В середине прошлого века начали использовать рентген, с начала 1980-х годов - ультразвук, безвредный для человека. Используемые сейчас компьютерные технологии, в том числе магнитно-резонансная томография, позволяют создать полную 3D-модель головы, измерить и описать все признаки, причем как головы, так и черепа. Теперь мы можем с большей точностью воссоздать прижизненный облик человека по черепу, найденному, например, в ходе археологических раскопок.

– На круглом столе в Общественной палате РФ вы представили новый, более реальный облик великого полководца Александра Суворова, восстановленный на основе посмертной маски. Как он создавался, в чем его новизна?

– В свое время я пыталась помочь журналистам, которые снимали фильм к 200-летию перехода А. Суворова через Альпы, определить, как выглядел полководец. Они столкнулись с тем, что портретов множество, а единого образа нет.

Но сохранилась посмертная маска, я стала работать с ней, сделала измерения. После смерти ткани лица перераспределяются, и антропологам известно, как. По итогам получился портрет-набросок. И на том дело закончилось.

А уже в начале 2020-х годов к нам в лабораторию обратилась художница Ольга Калашникова, которая много лет занимается изучением жизни полководца, особенно Швейцарским походом, с просьбой помочь восстановить его облик.

На основе научного портрета-реконструкции О. Калашникова создала несколько плоскостных портретов полководца в своей авторской технике, а народный художник России Владимир Суровцев - скульптуру в бронзе.

Подробности в материале Татьяны Ушановой «Прошлое в лицах» в очередном номере газеты «Поиск».

Фото Николая Степаненкова

Землетрясения становятся все более предсказуемыми. Разработана новая модель выявления сейсмической угрозы
Испанские слова в русском языке. Выявлена уникальность их проникновения в нашу речь