Уроки камчатского землетрясения, произошедшего в июле этого года, перспективы обновления карт общего сейсмического районирования территории страны и задачи отечественной сейсмологии обсудили на очередном заседании Президиума Российской академии наук.
— Сейсмология — наука отечественная, — отметил, открывая заседание, академик-секретарь Отделения наук о Земле, заместитель председателя Межведомственного научного совета РАН по развитию минерально-сырьевой базы и ее рационального использования академик Николай Бортников. Ее основоположником можно считать русского физика и геофизика из рода Голицыных князя Бориса Борисовича Голицына, который создал первый сейсмограф, до сих пор используемый во многих обсерваториях мира. Большую роль в прогнозировании землетрясений, в том числе на Камчатке, сыграл академик Федотов, а академик Гамбурцев развил важнейшее направление сейсморазведки.
Землетрясения даже меньшего масштаба, чем то, что случилось на Камчатке (8,8 балла), сопровождаются масштабными катастрофами, человеческими жертвами. Здесь же все прошло без разрушений и человеческих жертв. «Во многом это стало возможным благодаря работе академика Сергея Александровича Федотова и той сейсмологической, геофизической службы, которая была создана в Академии наук. Много труда в ее развитие вложил академик Николай Павлович Лавёров», — сказал Н. Бортников.
При этом ученый указал на значительный износ оборудования. Во многих регионах — Кавказ, Байкал, Крым — где тоже возможны землетрясения, - ситуация с ним неважная.
Начальник Центра РАН по сопровождению научно-технических программ и проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития академик РАН Валентин Михайлов подробно рассказал о недавнем камчатском землетрясении.
По его словам, эта область была классифицирована как «сейсмическая брешь» или область сейсмического затишья, потому что с 1952 года здесь не было крупных землетрясений. Еще в 1990-е годы Сергей Федотов, будучи директором Института вулканологии и сейсмологии на Камчатке, дал долгосрочный прогноз землетрясений в регионе. Это позволило заблаговременно усилить каркасы зданий и сооружений. Сегодня для того, чтобы понять, где произошел тектонический разрыв, какие образовались смещения, ученые строят модель по информации глобальных навигационных систем, развернутых на Камчатке, и опираясь на данные спутниковой радарной интерферометрии.
В заключение доклада ученый отметил дефицит сейсмологов: в основном они выходят из стен физфака МГУ им. М.В. Ломоносова.
Подробности в репортаже Андрея Субботина «Прислушаться к земле» в очередном номере газеты «Поиск».


