Сегодня основу атомного ледокольного флота составляет новое поколение — универсальные суда проекта 22220 типа «Арктика». Это гиганты длиной около 173 метров и мощностью 60 МВт на валах. При создании корпусов учитывался опыт многолетних экспедиций: обводы носовой части и распределение веса оптимизированы так, чтобы минимизировать сопротивление льда и уменьшить расход топлива.
Суда оснащены реакторной установкой РИТМ-200 — компактной, экономичной и безопасной, с ресурсом свыше 40 лет. Особое внимание уделяется повышению экологической безопасности: новые установки работают на низкообогащенном уране, а системы защиты продуманы с учетом международных стандартов.
Интересно, что при проектировании учитывались социокультурные факторы: для экипажей предусмотрены комфортабельные каюты, спортивные и медицинские модули, что позволяет находиться в автономном плавании месяцами без снижения работоспособности.
Ледоколы серии 22220 прокладывают каналы во льдах толщиной до 2,8 метра и обеспечивают круглогодичную проводку крупнотоннажных судов по ключевым участкам Северного морского пути. Уникальная двухосадочная конструкция позволяет менять глубину погружения и работать как в глубоких морях, так и в устьях рек — жизненно важная особенность для захода в сибирские порты. Это техническое решение стало результатом многолетних совместных исследований Центрального конструкторского бюро «Айсберг» и институтов Российской академии наук, которые изучали прочность льда, гидродинамику и вопросы радиационной безопасности.
Сегодня льды взламывают четыре ледокола новой серии — «Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия». Спущена на воду «Чукотка», строятся «Ленинград» и «Сталинград». Эта «команда» призвана обеспечить круглогодичную навигацию в западной части арктического побережья России.
Следующий шаг — супермощные суда проекта «Лидер». Возводится первый ледокол этой серии - «Россия». Его миссия — постоянный сквозной провод судов по всей трассе Севморпути, включая самый сложный восточный сектор.
Мирный атом России в Арктике — это не только символ технологического превосходства, но и практический инструмент укрепления экономики, обеспечения энергетической безопасности и геополитического влияния. Российская академия наук является не самым заметным, но абсолютно незаменимым звеном в создании и эксплуатации нового поколения российских ледоколов. Она создает и аккумулирует фундаментальное знание, без которого невозможно движение вперед, ведь новые ледоколы проектируются не для вчерашней, а для завтрашней Арктики.
Подробности читайте в материале Надежды Волчковой «Эволюция гигантов» — спецвыпуск «РАН: крупным планом» в очередном номере газеты «Поиск».


