Санкт-Петербургское отделение РАН — это не просто объединение институтов, а мощный исследовательский хаб, где рождаются решения, определяющие технологический суверенитет страны. О конкретных результатах, которые уже сегодня меняют отечественную промышленность, здравоохранение и агропром, «Поиску» рассказал вице-президент РАН, председатель СПбО РАН академик Андрей РУДСКОЙ.
— Институты, находящиеся под научно-методическим руководством отделения, вносят весомый вклад в технологическое развитие страны по целому ряду ключевых направлений.
В сфере биомедицины петербургские ученые предлагают ряд прорывных разработок, открывающих новые возможности для диагностики и терапии сложных заболеваний. Так, Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН разработал метод превентивного лечения болезни Паркинсона с интраназальной доставкой белка GRP78. Этот подход направлен не на простое купирование симптомов, а на остановку дегенерации нейронов на ранних стадиях, что знаменует переход от паллиативной помощи к превентивной терапии.
Агрофизический научно-исследовательский институт подтвердил статус одного из ведущих научных центров в области замкнутых агросистем, успешно апробировав инновационную технологию выращивания овощей в экстремальных условиях Антарктиды.
Работы петербургских ученых вносят существенный вклад в технологическое развитие страны. Физико-технический институт им А.Ф. Иоффе осуществил успешный синтез самосветящегося монокристалла алмаза, активированного изотопом углерода. Это открывает путь к созданию принципиально нового класса энергетических устройств — высокостабильных фотогальванических ядерных батарей с потенциальным сроком службы в сотни лет.
— Если заглянуть в будущее, как прорывные технологии, рожденные в стенах академических институтов Петербурга, могут изменить жизнь в регионе?
— Мы стоим на пороге качественных преобразований, которые затронут ключевые сферы жизни мегаполиса и Северо-Западного региона страны. Отдельно стоит отметить решения для острых экологических проблем. Методология комплексной оценки воздействия морского порта на окружающую среду, разработанная в Институте проблем транспорта, представляет собой готовый инструмент для органов власти и бизнеса. Она позволяет принимать взвешенные решения по модернизации портовой инфраструктуры и минимизации ее экологического следа в акватории Финского залива. Это крайне актуально для Санкт-Петербурга с его развитой портовой инфраструктурой.
Подробности — в интервью Светланы Беляевой «Сила мысли» в спецвыпуске «РАН: крупным планом. Технологическое лидерство» на страницах очередного номера газеты «Поиск».


