Наука и авангард. Спасти шедевры Третьяковке помогут специалисты Физтеха

Наука и авангард. Спасти шедевры Третьяковке помогут специалисты Физтеха

Произведения живописи ХХ века из собраний Третьяковской галереи теперь помогают реставрировать специалисты МФТИ. Разработанные в лабораториях Физтеха методы спектрального анализа, алгоритмы машинного обучения и искусственного интеллекта позволяют считывать молекулярный состав красочных слоев картин по сложным спектральным отпечаткам. Цель поддержанного РНФ совместного проекта МФТИ и Государственной Третьяковской галереи — развить неразрушающие методы физико-химического анализа произведений искусства XX века. Руководитель проекта доктор химических наук Виктор НАДТОЧЕНКО рассказал «Поиску», как современная наука помогает сохранить наследие художников.

— Виктор Андреевич, как родилась идея проекта? Как вы выстраиваете коммуникацию с искусствоведами и музейщиками?

— Мы сотрудничаем с Третьяковкой более пяти лет, с тех пор, как ректор МФТИ Дмитрий Ливанов и генеральный директор Третьяковки Зельфира Трегулова подписали соглашение о взаимодействии Физтеха и галереи. У нас сложились творческие взаимообогащающие отношения с отделом комплексных исследований и его руководителем кандидатом искусствоведения Юлианом Александровичем Халтуриным (на снимке).

Начиная с 2025 года, нами реализуется проект РНФ «Разработка методов исследований произведений живописи XX века из собрания Государственной Третьяковской галереи на базе существующей научной инфраструктуры мирового уровня оптической и электронной спектроскопии-микроскопии». Основная его цель — повысить точность идентификации материалов, что может быть использовано не только для атрибуции и датировки картин, но и для разработки более эффективных методов реставрации. Особое внимание уделяем исследованию многослойной структуры живописи (стратиграфии). Цель — лучше понять не просто комбинацию материалов, но и процесс создания произведения, а также оценить его текущее состояние. Перед нами стоит задача: проведя анализ красочных слоев картины, помочь реставраторам выработать подходы к восстановлению утрат и повреждений живописного полотна. Наше взаимодействие со специалистами Третьяковки позволяет объединить экспертные знания в области истории искусства и современных физико-химических методов анализа

— Почему вы делаете акцент на искусстве XX века? В чем уникальность этого периода?

— Как говорят сами музейщики, художественная практика ХХ века — это прежде всего эпоха великих экспериментов. Она рождена глобальными изменениями: развитием науки, технологий, социальными сдвигами. Все это напрямую повлияло на искусство: художники ставили новые задачи, искали новые образы и выразительные приемы. Они начали активно использовать нетрадиционные, часто нехудожественные материалы, комбинировать нестандартные техники, сознательно или интуитивно меняя сами правила живописного процесса. Эти поиски новых форм и эффектов порой приводили к созданию произведений, которые с самого начала несли в себе элементы саморазрушения.

Подробности — в интервью Светланы Беляевой «О чем молчат картины» в очередном номере газеты «Поиск».

Не меньше, чем стресс. Врач назвал неожиданную причину возникновения сердечного приступа
Сбалансированные блюда. Как сделать новогоднее угощение полезнее, рассказал диетолог