В мире науки существуют награды особого значения - те, что носят имена крупных ученых. Недавно за работы в области физики частиц золотой медали имени Д.В. Скобельцына - одной из высших наград Российской академии наук - был удостоен академик Сергей ДЕНИСОВ (на снимке). Корреспондент «Поиска» расспросил известного ученого о его исследованиях, которые позволили по-новому взглянуть на устройство микромира.
– Сергей Петрович, что значит для вас медаль имени Скобельцына?
– Дмитрий Владимирович Скобельцын был не просто выдающимся физиком - он стоял у истоков нескольких ключевых направлений в исследовании элементарных частиц. Поэтому для меня награда символизирует преемственность научных традиций.
– Какое открытие или исследование в вашей карьере вы считаете самым значимым?
– Среди открытий, сделанных в экспериментах на ускорителе Института физики высоких энергий в Протвино, отмечу обнаружение роста полных сечений во взаимодействии К+-мезонов с протонами с увеличением энергии. Оно оказалось неожиданным для большинства физиков, которые полагали, что полные сечения адронных взаимодействий должны уменьшаться или оставаться постоянными в области энергий ускорителя ИФВЭ.
Если говорить о наиболее важных достижениях в зарубежных экспериментах с моим участием, то это открытие топ-кварка на установке D0 на коллайдере «Тэватрон» в Фермилаб (США) и бозона Хиггса на установке ATLAS на Большом адронном коллайдере в ЦЕРН. Открытие топ-кварка было отмечено медалью и дипломом Европейского физического общества.
– В 1980-х годах под вашим руководством был разработан метод «меченых» нейтрино. В чем его суть и почему он считается прорывом?
– Обычные пучки нейтрино содержат смесь мюонных и электронных нейтрино с широким энергетическим спектром. Предложенный нами принцип «мечения» заключается в том, чтобы одновременно с нейтрино регистрировать и мюон от распада К→µν. По характеристикам мюона оказалось возможным предсказать не только энергию и тип нейтрино, но и траекторию его движения. То есть появилась возможность проводить эксперименты с нейтрино так же, как физики привыкли это делать с адронными пучками.
Подробности – в интервью Светланы Беляевой «Вторгаясь в микромир» в очередном номере газеты «Поиск».
Фото Николая Степаненкова


