Апробация без драматизации. Какой быть российской высшей школе

Апробация без драматизации. Какой быть российской высшей школе

Будущее российского высшего образования и итоги приемной кампании — центральные темы последнего заседания Российского Союза ректоров (РСР). Президент РСР ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий и министр науки и высшего образования Валерий Фальков, выступившие с основными докладами, затронули самые актуальные проблемы, которые волнуют сегодня не только ректорское сообщество.

Как отметил президент РСР, предыдущая встреча ректоров в июле была посвящена обсуждению проекта Стратегии развития образования до 2036 года, а буквально накануне встречи нынешней на заседании Межведомственной рабочей группы по вопросам развития системы образования представленный проект стратегии был принят за основу. В. Садовничий подчеркнул, что в нем было учтено большинство предложений ректоров. «Сейчас идет работа над планом реализации стратегии, и наша совместная задача — принять активное участие в формировании перечня его ключевых мероприятий и показателей», — заявил президент РСР.

Один из главных вопросов, волнующих сегодня ректорское сообщество, — нормативное оформление новой модели высшего образования. Вопрос о недостатках Болонской системы, по словам В. Садовничего, неоднократно поднимался на заседаниях РСР. Задача вернуть традиционную для России подготовку специалистов с высшим образованием была поставлена Президентом РФ Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию в 2023 году. В мае того же года президент подписал соответствующий указ, инициировав переход на новую модель высшего образования. А в июле 2024-го на съезде РСР уже состоялось обсуждение первых пилотных проектов. Начиная с весны этого года министерство на разных площадках организовывало обсуждения того, какие изменения нужно внести в Закон об образовании.

Мы считаем необходимым, чтобы в этом законе были закреплены ключевые принципы национальной системы образования: фундаментальность, междисциплинарность, практикоориентированность, гибкость, — подчеркнул президент РСР. — С их учетом должны быть разработаны новые федеральные государственные стандарты.

Среди того, что должен гарантировать Закон об образовании, В. Садовничий назвал также преемственность уровней образования и согласованность квалификаций, исключение дублирования, обеспечение возможности вертикальной мобильности студентов.

Пилотный проект по апробированию новой системы высшего образования третий год идет в шести университетах. Валерий Фальков отметил, что ни у абитуриентов, в том числе иностранных, ни у старшего поколения нет никакой настороженности или беспокойства по отношению к новой модели обучения, как это прогнозировалось. «Поэтому мы будем просить президента страны расширить эксперимент до нескольких десятков университетов», — заявил министр.

Подробности – в материале Натальи Булгаковой «Курс на баланс» в очередном номере газет «Поиск».

Считался крайне редким. Команда исследователей «расширила» ареал ветвистоусого рачка
В Китае проходит Открытая неделя NAUKA 0+