Поклонники утреннего кофе и шоколадных десертов уже не первый год наблюдают за ростом цен на свои любимые продукты. А фермеры тропических регионов в последние годы все чаще сталкиваются с неурожаями. В Африке производство какао-бобов в аграрном сезоне 2023–2024 упало на 11 %, а кофе арабика потерял в качестве и взлетел в цене из-за похожих неприятностей в Латинской Америке. Откуда такая напасть и есть ли надежда с нею справиться?

Тропические деревья, покорившие планету
Какао и кофе завоевали сердца миллионов людей по всему миру благодаря торговцам и путешественникам эпохи колониализма. Первыми, кто обнаружили, что деревья какао (лат. Theobroma сасао) дают невероятно вкусные и ароматные семена, были индейцы: именно в лесах Центральной Америки и Амазонии находится природный ареал различных вечнозеленых деревьев рода теоброма. В конце XV века на континенте появились европейские колонизаторы, которые быстро оценили перспективы шоколадных деревьев и распространили их семена по тропикам Африки и Азии. Так плантации какао постепенно появились везде, где для них были подходящие климатические условия:
- стабильная температура воздуха от +25 до +32 °C, но не выше;
- регулярные осадки не менее 1200 мм, а еще лучше до 2500–4000 мм ежегодно, которые поступают регулярно без перерывов на протяжении года;
- высокая влажность воздуха на уровне 40–90 %.
Запатентованная в 1828 году нидерландским химиком Конрадом ван Хаутеном технология получения порошкового какао без горечи послужила стимулом для развития шоколадной индустрии и дальнейшего расширения плантаций. На сегодняшний день в Гане, Кот-д’Ивуаре, Нигерии, Эквадоре, Индонезии, Бразилии, Колумбии, Перу и других странах ежегодно выращивается около 4,5 миллионов тонн какао-бобов, а лидерами в этой сфере являются тропические страны Африки, которые дают до 70% всего мирового объема сырья.

У кофе тоже древняя история, и самое раннее достоверное упоминание о нем — это датируемые X веком труды персидского врача Абу Бакр аль-Рази, который описывал его полезные свойства. Интересно, что кофейные зерна в то время применяли как лекарство от головных болей и простуды, а также как отличное средство для… мытья рук. Дикорастущие вечнозеленые деревья вида кофе аравийский (лат. Coffea arabica), из которого получают зерна сорта арабика, до сих пор встречаются в горном регионе Кэфа в Эфиопии. А природный ареал дикого кофе конголезского (лат. C. Canephora или C. robusta), из которого получают кофе сорта робуста, расположен в бассейне реки Конго. Из тропических районов Африки кофейные деревья, дающие лекарственные и тонизирующие зерна, так полюбившиеся арабам, персам, туркам и европейцам, вскоре попали и в другие регионы планеты: к XVIII веку плантации этих растений были на острове Цейлон, в Индии, Индонезии, Австралии и в Латинской Америке. К XXI веку напитки на основе кофейных зерен стали невероятно популярны по всему миру, а все производители сырья находятся в странах так называемого «бобового пояса» — региона между тропиком Рака и тропиком Козерога, где самые лучшие условия для произрастания кофе:
- стабильная температура воздуха на протяжении года в диапазоне от 17 до 23°C для кофе аравийского и чуть повыше, от 24 до 30°C, для кофе конголезского;
- равномерные осадки на протяжении 9–10 месяцев не менее 1600 мм в год, а оптимально до 2500 мм;
- и обязательный сухой сезон продолжительностью 2–3 месяца с минимальным количеством осадков — для полноценного цветения и развития плодов кофейного дерева.

Сегодня страны Латинской Америки обеспечивают около 60 % мирового производства кофейных зерен, а лидером отрасли является Бразилия, на долю которой приходится 30 % мирового урожая. Всего же в мире ежегодно выращивается около 10,5 миллионов тонн кофе.

Общие проблемы шоколадных и кофейных деревьев
Несмотря на то, что эти деревья не родственники, да и сама шоколадная индустрия отличается от кофейной, эти две культуры имеют много общего. И вот основные проблемы тропических плантаций, которые приводят к неурожаю и росту цен в последние годы.
- Климатические аномалии в тропиках. Тропическая Африка, ведущий производитель какао-бобов в мире, столкнулась с сильной засухой в 2023 году, а осенью 2024 года — с аномальной жарой, когда более 40 дней температура воздуха была выше +32 °C, а осадков почти не было: такие условия оказались губительны для шоколадных деревьев. У кофе похожие проблемы: климат становится более жарким, а сроки сухого и влажного сезонов смещаются, нарушая привычный ритм жизни деревьев и изменяя вкус кофейных зерен в худшую сторону, добавляя горечи. Например, с 1960 по 2006 годы среднегодовая температура воздуха в Эфиопии повысилась на 1,3 °C, а в Мексике на 1 °C, при этом общее количество осадков уменьшилось на 15 %. Из-за повторяющихся климатических стрессов плантации деревьев какао и кофе становятся уязвимы для болезней и вредителей.
- Болезни и вредители деревьев. Ослабленные растения какао подвергаются нападению мучнистого червеца, а также страдают от таких заболеваний, как гриб монилиофтора пернициозная и вирус деформации побегов. Бороться с ними очень сложно, а подчас невозможно: фермерам приходится уничтожать больные деревья какао и перемещать плантации на новые земли, не зараженные вредителями и болезнями. Деревья кофе, пострадавшие от климатических аномалий, тоже в зоне риска: кофейная ржавчина, болезнь кофейной ягоды, коричневая пятнистость листьев — это лишь неполный список неприятностей, с которыми приходиться бороться фермерам на кофейных плантациях.

- Проблемы фермеров. Спецификой отрасли по выращиванию какао и кофе является доминирование мелких фермерских хозяйств: у таких производителей зачастую не хватает финансов для закладки системы орошения или внедрения современных технологий ферментации, которая требуется плодам какао и зернам кофе. Ученые выяснили, что регулярный полив деревьев какао мог бы повысить урожайность бобов с 500–600 кг до 3000 кг с гектара. К сожалению, эти технологии пока недоступны фермерам из стран тропической Африки, в то время как новые плантации в Бразилии сразу оснащают системой орошения.
Еще одна проблема – неравномерность созревания плодов какао и ягод кофе на протяжении года: по этой причине работники на плантациях собирают урожай выборочно, оценивая степень зрелости каждого плода, и в отрасли до сих пор преобладает ручной труд. А это всегда низкая производительность. С какао в этом плане ничего нельзя поделать — дерево цветет и дает плоды на протяжении всего года, и их не получится убрать за пару недель при помощи машин. А вот урожай кофе кое-где можно собирать механическим способом, правда, с некоторой долей недозрелых ягод. Самый прогрессивный в этом плане регион — Латинская Америка, особенно Бразилия, где благодаря природным особенностям ягоды кофе созревают почти одновременно и можно применять специальную технику.

Другая особенность плантаций какао и кофе — долгий срок ожидания прибыли: от посадки саженца до первых плодов проходит 4–5 лет, а до пика урожайности еще 6–8 лет. В условиях, когда засуха и болезни могут в любой момент погубить многолетний труд, фермеры выбирают менее требовательные культуры, такие как масличные пальмы или авокадо.

Очевидно, что решением всех этих проблем могли бы стать новые сорта деревьев, устойчивые к неблагоприятным климатическим факторам и болезням. Чем же может помочь в достижении этой цели современная сельскохозяйственная наука?
ГМО или селекция?
Какао в поисках ответа
Перед учеными стоит очень сложная задача: деревья какао должны быть не только выносливыми, но и давать семена с высокими вкусо-ароматическими характеристиками на уровне старых сортов, уже завоевавших мир и сердца шоколатье. Эталоном вкуса в шоколадной индустрии считается сорт Криолло, но он совсем не урожайный и не выносит жару, поэтому занимает не более 5 % доли рынка какао. А вот сорт Форастеро обладает хорошей устойчивостью и продуктивностью, поэтому его объем на мировом рынке достигает 80%. Но увы, эти какао-бобы по вкусу и аромату проигрывают Криолло, а потому в погоне за идеалом производители шоколадной продукции зачастую используют различные вкусо-ароматические добавки.
Возможно, решить основные климатические проблемы какао могли бы растения с отредактированной ДНК. Именно так поступили в схожей ситуации с соей и кукурузой: генно-модифицированные засухоустойчивые сорта этих растений культивируют сегодня в Китае и Бразилии. А Новая Зеландия внимательно присматривается к новым сортам бананов, которые благодаря генной инженерии сделались невосприимчивы к так называемой «панамской болезни».

Однако крупнейшие компании шоколадной индустрии Европы и США выступают против генетически модифицированных сортов, опасаясь за репутацию продукта. Поэтому новые сорта какао выводят с помощью селекции, а это сложно, дорого и долго. Научные работы по этой культуре ведутся в Эквадоре, Коста-Рике, Гане и в Израиле. Недавно израильские специалисты выделили группу растений, которые выжили в условиях экстремальной засухи и проводят с ними работу. А в Эквадоре есть плантации нового сорта CCN51, который устойчив к грибковому заболеванию, хотя эксперты шоколадной индустрии не очень довольны его вкусом.
Ну а пока биологии ищут выход, производители шоколада частично переходят на более дешевое сырье: порошок из рожкового дерева давно стал аналогом какао-бобов, а масло какао вытесняют дешевые ингредиенты из кокосовой пальмы, виноградных косточек и арахиса. И если селекционеры не справятся со своей задачей, то мы скоро забудем, что такое настоящий вкус шоколада из натуральных какао-бобов.

Кофейные надежды
Ситуация с кофе более позитивная. Сейчас в мире выращивают два основных вида кофейных деревьев: кофе аравийский, дающий зерна арабики, на долю которого приходится 70 % мирового производства, и кофе конголезский, из которого получают зерна сорта робуста, с 30 % доли рынка. Арабика, обладающая более приятным и мягким вкусом, нуждается в более прохладных температурах, поэтому ее выращивают в горных районах, на высоте от 600 до 2000 метров. А робуста, в чьих зернах меньше аромата и больше горечи, — это равнинные деревья, которые неплохо переносят повышенные температуры воздуха и в целом более неприхотливы. Учитывая климатические тенденции, можно говорить о том, что арабика более уязвима, и фермеры будут менять ее на менее вкусную робусту или на два других устойчивых сорта — либерику и эксцельзу, плоды которых тоже не идеальны. Но специалисты кофейной индустрии полагают, что если усовершенствовать режим ферментации и термической обработки, то можно добиться лучшего вкуса и у этих сортов: по крайней мере, у фермеров есть хоть какие-то альтернативные варианты на будущее.

Селекционеры тоже не сидят сложа руки: известно, что ученые работают над сортами кофе аравийского и к 2030 году планируют представить его улучшенные версии. А не так давно в экваториальной Африке были найдены устойчивые к высоким температурам деревья, зерна которых напоминают по вкусу арабику.
Туманные перспективы какао и кофе
Климатологи прогнозируют, что повышение температуры воздуха и перестройка процессов атмосферной циркуляции на планете продолжатся на протяжении всего XXI века. А это означает, что плантации какао и кофе и дальше будут страдать от аномальной жары и нарушения привычного режима осадков: дождей будет слишком мало или они будут идти не в сезон, что особенно критично для кофе с его потребностью в сухом периоде. Похоже, что фермерам придется переходить на сорта с худшими вкусовыми показателями, которые смогут выжить в новых условиях. Ну а последствия этого можно нивелировать при помощи технологий пищевой индустрии: производители будут экспериментировать с ферментацией, обжаркой, ароматизаторами и вкусовыми аналогами.

Есть и еще одна, не столь очевидная проблема плантаций кофе и какао: растущее население планеты. К 2060 году нам нужно будет прокормить не 8,2 миллиарда человек, как сейчас, а уже 9 или даже 10 миллиардов. И высока вероятность того, что фермерам из развивающихся стран тропического пояса нужно будет обеспечивать потребности населения в базовых продуктах питания, выращивая кукурузу, сою и овощи, а совсем не кофе и какао.
Изображение на обложке: Freepik
Ольга Фролова