Живопись воздуха, света и научного знания. Картины импрессионистов привезли в Москву со всей страны

Живопись воздуха, света и научного знания. Картины импрессионистов привезли в Москву со всей страны

14 февраля в Музее русского импрессионизма открывается одна из главных выставок нынешнего года, называющаяся «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Она занимает три этажа, и чтобы освободить больше места, музей даже снял свою постоянную экспозицию. На выставке можно увидеть некоторые из этих экспонатов, но большинство картин прибыли «в гости».

Свои работы предоставили 75 российских музеев и частных собраний, среди них произведения Коровина, Серова, Архипова, Борисова-Мусатова, Фешина, Грабаря, Кустодиева, Серебряковой, Ларионова, Жуковского и других признанных мастеров. Речь идет не только о хитах, которые здесь тоже присутствуют, но, прежде всего, о менее известных картинах крупных художников, а также о работах замечательных живописцев, с чьим творчеством широкая публика только начинает знакомиться. Впервые русский импрессионизм рассматривается как целостное и неповторимое явление, впитавшее особенности национальной художественной школы.

В России импрессионизм, зародившийся и оформившийся во Франции, отчетливо проявился и начал привлекать все больше сторонников на рубеже XIX-XX веков, но и тогда не сразу был оценен и осознан. Первые несколько лет прошлого столетия непривычный термин не употребляли даже художники и те критики, которые писали о новом направлении в отечественном искусстве. Однако импрессионизм у нас прижился, и через увлечение им прошли многие русские живописцы. Кто-то в дальнейшем выбрал другой путь, а кто-то остался верен светлому, жизнеутверждающему искусству, о котором Борис Кустодиев сказал дочери: «…Изучать импрессионистов и быть печальной нельзя».

Насколько я знаю, во всем мире наблюдается одна и та же тенденция: если спросить людей, какое направление в изобразительном искусстве у них самое любимое, большинство назовут импрессионизм. Думаю, объяснение такой любви лежит на поверхности: это живопись света, воздуха, цвета, подкупающая своей нежностью и теплотой.

Поэтому мы не могли не обратиться к данной теме. Проект стал для нас титульным, если хотите, имиджевым. Если ты работаешь в Музее русского импрессионизма, о русском импрессионизме в целом так или иначе думаешь постоянно. Но перед нами стояла непростая задача, во-первых, потому, что эта тема в искусствознании во многом не исследована, а во-вторых, очень много художественного материала. Мы с самого начала понимали, что собрать воедино все достойные произведения невозможно, поэтому здесь важную роль играла оригинальная кураторская концепция, в соответствии с которой отбирались работы. Наталья Свиридова, главный хранитель нашего музея и куратор выставки, стала тем человеком, который реализовал столь сложный проект.

  • Юлия Петрова, руководитель Музея русского импрессионизма

Прежде всего, мне было важно показать, почему импрессионизм сложился в России именно таким, каким мы его знаем. После критического реализма, который был представлен творчеством передвижников и стал уникальным, национальным явлением, многие отечественные художники не хотели идти в русле общеевропейских тенденций, а стремились развивать что-то свое. В результате в нашем импрессионизме нередко соединялись уроки французских мастеров и традиции русской реалистической живописи - желание рассказать историю, передать характеры и настроение, привнести в картину глубинный смысл.

  • Наталья Свиридова, главный хранитель Музея русского импрессионизма, куратор выставки

Выставка позволяет понять на примере работ русских художников и то, что такое импрессионизм вообще. Сам термин происходит от французского слова, переводящегося как «впечатление», однако представители этого направления опирались не только на чувство и непосредственное восприятие действительности: в основе их искусства лежат и передовые научные знания того времени. Чтобы продемонстрировать связь между импрессионистической живописью и наукой, устроители выставки прибегли к интересному решению: в специально созданной и размещенной в отдельном пространстве инсталляции современной художницы Ирины Кориной «Наглядные пособия» творчески осмыслено такое физическое явление, как свет, природу которого стремились постичь импрессионисты.

Не только от ожирения. Семаглутид снижает тягу к алкоголю
Как шум помогает навести порядок: научное открытие из Саратова